По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, на Северном Кавказе происходит рост теневых схем и объема подозрительных операций с финансовыми средствами. Об этом заявил журналистам в Москве глава службы Юрий Чиханчин. Регионы СКФО являются получателями самых крупных трансфертов со стороны федерального бюджета.
"Несмотря на то, что внутренний контроль (в банках. — Ред.) работает хорошо, есть одно "но" — это рост количества теневых схем и объема подозрительных операций в ряде регионов, в первую очередь, в Северо-Кавказском, и снижение количества поступающих сообщений в "Росфинмониторинг", — цитирует РИА Новости главу "Росфинмониторинга".
По данным Минфина, бюджеты Ингушетии, Чечни, Дагестана, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии на 80% формируются за счет средств центра. В 2010 году доля трансфертов из федерального бюджета в Ингушетии составила 90%, в Чечне — 89%, в Дагестане — 75%, в Карачаево-Черкесии — 69%. К слову, Чечня в прошлом году стала лидером и по росту расходов (+65%), а Ингушетия, напротив, сократила их на треть (-32%).
"То, что бюджеты, направляемые в эти республики, частично разворовываются, ни для кого не секрет. Мы знаем суммы трансфертов, которые перечисляются в северокавказские республики и можно сравнить, что сделано на эти деньги. И видим обычно картину, что деньги перечисляются достаточно серьезные, а сделано мало, и из некоторых республик продолжают говорить о том, что денег очень мало, их не хватает ни на что, ужасные социально-экономические условия, кошмар в диком сне, и надо давать денег все больше и больше. А отчитаться за полученное, получается, что не могут", — отмечает завсектором кавказских исследований РИСИ Яна Амелина.
Ранее директор Фонда ЖКХ Константин Цицин заявил, что финансирование программ в четырех республиках Северного Кавказа, не выполнивших условия предоставления средств, приостановлено. Однако, кроме кавказских регионов, в число не удовлетворивших требованиям госкорпорации вошла едва ли не половина областей страны.
Что касается финансовых злоупотреблений в южном регионе, то по данным МВД их число за минувший год выросло на четверть. "Значительная часть нарушения сроков связана с операциями фирм-однодневок, с теневыми схемами, схемами, носящими преступный характер", — сказал глава "Росфинмониторинга".
Анализ "Росфинмониторинга" показывает, что не всегда удается предотвратить появление крупномасштабных теневых схем, действующих на банковских площадках. Эти операции не подтверждаются экономической деятельностью конечных хозяйствующих субъектов и проявляются в больших оборотах наличных средств и их перетеканием за рубеж, сказал Чиханчин. Также он отметил, что в некоторых регионах срываются сроки предоставления информации в его ведомство.
Как уверяют специалисты, схем увода денег существует превеликое множество и в условиях круговой коррупционной поруки делается это все достаточно просто и быстро. С другой стороны, вопрос дотирования проблемных республик СКФО является политическим. Громадными трансфертами обеспечивается лояльность местных элит, которые, по умолчанию, используют эти средства по собственному разумению. Покрываются эти злоупотребления чиновниками федерального уровня. Однако этот бюрократический механизм поддержания лояльности имеет естественные пределы.