Автопром Москве больше не нужен

Старейшее из ныне существующих в России автомобилестроительных предприятий может стать достоянием истории. Причина, по которой ОАО "Завод им. И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) может перестать существовать, — убыточность предприятия. Cтоличные власти намерены избавиться от своих долей в "Автофрамосе" и латвийском автомобилестроительном предприятии AMO Plant.

Об этом заявил, общаясь с журналистами, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. В настоящее время, как отметил Андрей Шаронов, мэрия Москвы создала специальную рабочую группу, которая рассмотрит все варианты дальнейшей судьбы ЗИЛа.

По словам столичного вице-мэра, среди рассматриваемых рабочей группой есть и вариант сохранения на территории нынешнего ОАО "Завод им. И. А. Лихачева" (АМО "ЗИЛ") промышленного производства. При этом Андрей Шаронов уточнил, что это не обязательно будет автомобилестроительное или автосборочное предприятие и из нынешних зиловских 300 га оно будет занимать от силы 30-50 га. Остальная территория завода, согласно данному варианту, будет застроена жильем.

Еще один вариант использования территории ЗИЛа — строительство, как сказал Шаронов, "большого университета, который объединит ряд вузов, культурных территорий".

Завод в настоящее время контролируется правительством Москвы. Сразу же после назначения Сергея Собянина на пост мэра Москвы прежнее руководство предприятия было отстранено от должности. Причина — неэффективное управление.

"Если автомобили, которые он производит, оценить не по продажной цене, а по цене себестоимости, которая расходуется на производство этого автомобиля, он будет дороже "Мерседеса". Управляющая компания, которая с 2003 года управляла заводом, доуправлялась до такой ситуации", — цитирует "Финмаркет" Сергея Собянина.

Недавно столичный градоначальник озвучил информацию о том, что задолженность ЗИЛа составляет 14 млрд руб. при годовом объеме производства, не превышающем 2 млрд руб. и таких же объемах убытков. Из 14 млрд руб. задолженности ЗИЛа 200 млн — долги по заработной плате, которые московские власти пообещали выплатить коллективу предприятия в самое ближайшее время.

В линейке завода значится 15 наименований: грузовые автомобили (в том числе, повышенной и высокой проходимости) и фургоны, автобусы, спецтехника, а также машины представительского класса лимузин ЗИЛ-41047 и седан ЗИЛ-41041. Основная часть продаж приходится на грузовики, однако их объем исчисляется сотнями единиц, что явно недостаточно для полноценной загрузки завода и генерирования прибыли.

ЗИЛ — старейший российский производитель автомобилей, основанный в 1916 году виде ремонтно-производственных мастерских. В 1918 году предприятие переименовали в Автомобильное московское общество (АМО), в 1933 году из него сделали Завод им. И. В. Сталина (ЗИС), в 1956 году — Завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).

Как уже было сказано выше, правительство Москвы намерено продать и автосборочный завод в Латвии, AMO Plant, являющееся совместным предприятием АМО "ЗИЛ" и латвийского акционерного общества Ferrus. Через ЗИЛ московская мэрия имеет контроль над 91,7% акций данного предприятия. Еще 2,6% активов принадлежат Думе города Елгава, где расположено предприятие, а 0,3% — латвийскому акционерному обществу Ferrus.

Примечательно, что AMO Plant, собирающее по лицензиям европейских автопроизводителей городские и школьные автобусы, проработало пока что всего менее года. Хотя оно и было учреждено еще в 2005 году, но производственную деятельность начало только летом прошлого года.

В данное совместное предприятие было инвестировано более 30 млн евро, львиную долю из которых составили российские средства. Планировалось, что в следующем году номенклатура продукции AMO Plant расширится за счет грузовиков ЗИЛ, спроектированных в полном соответствии со стандартами "Евро-5".

ОАО "Автофрамос" было создано в 1998 году французским автогигантом Renault и опять же правительством Москвы. Правда, в отличие от ЗИЛа и AMO Plant, в "Автофрамосе" доля московских властей составляет всего 5,9%. Остальное — "реновский" капитал.

Андрей Шаронов в ходе брифинга заявил: "Они (Renault. — Ред.) подтвердили, что будут продолжать работать в Москве, увеличат модельный ряд и увеличат степень локализации". На сегодняшний день "Автофрамос" выпускает достаточно популярные "реновские" модели: Logan, Sandero, Sandero Stepway, Fluence и Megane.

Генеральный директор Renault в России Бруно Анселен в марте этого года сделал заявление, пообещав, что на проектную мощность, а она составляет 160 тыс. автомобилей в год, "Автофрамос" выйдет во II квартале 2011 года.

К этому стоит заметить, что в прошлом году завод увеличил число сходящих с конвейера автомобилей до 87 тыс., то есть на 70%. Уровень же локализации составляет ныне 54%, а к 2012 году его планируется довести до 74%.

По всей видимости, нынешнее московское правительство видит перспективы ЗИЛа без самого ЗИЛа. Территория, которую занимает завод, сегодня дороже, чем предприятие под управлением "эффективного менеджмента". Порядка 300 га в излучине Москвы-реки — сладкое место для девелоперов, хотя рекультивация территории потребует значительных средств.

Владимир Шабанов
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.