Старейшее из ныне существующих в России автомобилестроительных предприятий может стать достоянием истории. Причина, по которой ОАО "Завод им. И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) может перестать существовать, — убыточность предприятия. Cтоличные власти намерены избавиться от своих долей в "Автофрамосе" и латвийском автомобилестроительном предприятии AMO Plant.
Об этом заявил, общаясь с журналистами, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. В настоящее время, как отметил Андрей Шаронов, мэрия Москвы создала специальную рабочую группу, которая рассмотрит все варианты дальнейшей судьбы ЗИЛа.
По словам столичного вице-мэра, среди рассматриваемых рабочей группой есть и вариант сохранения на территории нынешнего ОАО "Завод им. И. А. Лихачева" (АМО "ЗИЛ") промышленного производства. При этом Андрей Шаронов уточнил, что это не обязательно будет автомобилестроительное или автосборочное предприятие и из нынешних зиловских 300 га оно будет занимать от силы 30-50 га. Остальная территория завода, согласно данному варианту, будет застроена жильем.
Еще один вариант использования территории ЗИЛа — строительство, как сказал Шаронов, "большого университета, который объединит ряд вузов, культурных территорий".
Завод в настоящее время контролируется правительством Москвы. Сразу же после назначения Сергея Собянина на пост мэра Москвы прежнее руководство предприятия было отстранено от должности. Причина — неэффективное управление.
"Если автомобили, которые он производит, оценить не по продажной цене, а по цене себестоимости, которая расходуется на производство этого автомобиля, он будет дороже "Мерседеса". Управляющая компания, которая с 2003 года управляла заводом, доуправлялась до такой ситуации", — цитирует "Финмаркет" Сергея Собянина.
Недавно столичный градоначальник озвучил информацию о том, что задолженность ЗИЛа составляет 14 млрд руб. при годовом объеме производства, не превышающем 2 млрд руб. и таких же объемах убытков. Из 14 млрд руб. задолженности ЗИЛа 200 млн — долги по заработной плате, которые московские власти пообещали выплатить коллективу предприятия в самое ближайшее время.
В линейке завода значится 15 наименований: грузовые автомобили (в том числе, повышенной и высокой проходимости) и фургоны, автобусы, спецтехника, а также машины представительского класса лимузин ЗИЛ-41047 и седан ЗИЛ-41041. Основная часть продаж приходится на грузовики, однако их объем исчисляется сотнями единиц, что явно недостаточно для полноценной загрузки завода и генерирования прибыли.
ЗИЛ — старейший российский производитель автомобилей, основанный в 1916 году виде ремонтно-производственных мастерских. В 1918 году предприятие переименовали в Автомобильное московское общество (АМО), в 1933 году из него сделали Завод им. И. В. Сталина (ЗИС), в 1956 году — Завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).
Как уже было сказано выше, правительство Москвы намерено продать и автосборочный завод в Латвии, AMO Plant, являющееся совместным предприятием АМО "ЗИЛ" и латвийского акционерного общества Ferrus. Через ЗИЛ московская мэрия имеет контроль над 91,7% акций данного предприятия. Еще 2,6% активов принадлежат Думе города Елгава, где расположено предприятие, а 0,3% — латвийскому акционерному обществу Ferrus.
Примечательно, что AMO Plant, собирающее по лицензиям европейских автопроизводителей городские и школьные автобусы, проработало пока что всего менее года. Хотя оно и было учреждено еще в 2005 году, но производственную деятельность начало только летом прошлого года.
В данное совместное предприятие было инвестировано более 30 млн евро, львиную долю из которых составили российские средства. Планировалось, что в следующем году номенклатура продукции AMO Plant расширится за счет грузовиков ЗИЛ, спроектированных в полном соответствии со стандартами "Евро-5".
ОАО "Автофрамос" было создано в 1998 году французским автогигантом Renault и опять же правительством Москвы. Правда, в отличие от ЗИЛа и AMO Plant, в "Автофрамосе" доля московских властей составляет всего 5,9%. Остальное — "реновский" капитал.
Андрей Шаронов в ходе брифинга заявил: "Они (Renault. — Ред.) подтвердили, что будут продолжать работать в Москве, увеличат модельный ряд и увеличат степень локализации". На сегодняшний день "Автофрамос" выпускает достаточно популярные "реновские" модели: Logan, Sandero, Sandero Stepway, Fluence и Megane.
Генеральный директор Renault в России Бруно Анселен в марте этого года сделал заявление, пообещав, что на проектную мощность, а она составляет 160 тыс. автомобилей в год, "Автофрамос" выйдет во II квартале 2011 года.
К этому стоит заметить, что в прошлом году завод увеличил число сходящих с конвейера автомобилей до 87 тыс., то есть на 70%. Уровень же локализации составляет ныне 54%, а к 2012 году его планируется довести до 74%.
По всей видимости, нынешнее московское правительство видит перспективы ЗИЛа без самого ЗИЛа. Территория, которую занимает завод, сегодня дороже, чем предприятие под управлением "эффективного менеджмента". Порядка 300 га в излучине Москвы-реки — сладкое место для девелоперов, хотя рекультивация территории потребует значительных средств.