Планы по вводу в эксплуатацию объектов трубопроводов Пурпе — Самотлор и ВСТО-2 могут быть сорваны из-за бракованных венгерских задвижек. Компания "Транснефть" выставила претензии в адрес поставщиков некачественной запорной арматуры, но проблему это не решит. По данным экспертов, начало работы трубопроводной системы может быть задержано на полгода-год.
В сообщении пресс-службы АК "Транснефть" говорится, что ряд подрядных организаций "Транснефти" при реализации инвестиционных проектов строительства ВСТО-2 и Пурпе — Самотлор заключили договоры на поставку венгерских шиберных задвижек производства ЗАО "DKG-EAST". Планируемый объем поставок по заключенным контрактам — 389 изделий диаметром от 300 до 1200 мм на сумму около 2 млрд руб. По состоянию на апрель 2011 года на объекты компании поставлено 195 задвижек, при этом со срывом сроков поступило более 100 задвижек.
Проблема состоит в том, что при проведении испытаний задвижки были выявлены механические повреждения и многочисленные отслоения никелевого покрытия главного запорного элемента задвижки — шибера. Как пишет "Росбалт", при проведении выборочного контроля задвижек, поставленных на объекты строительства трубопроводной системы ВСТО-2, было обнаружено несоответствие микротвердости никелевого покрытия шиберов задвижек. Объем выявленных бракованных изделий из числа подвергнутых выборочной проверке составляет более 60%.
"При этом в сертификатах завода-изготовителя указано фактическое значение микротвердости покрытия данных шиберов 1000–1200 HV, то есть в адрес ОАО "АК "Транснефть" были поставлены бракованные задвижки с заведомо ложными сертификатами. Проведенное повторное комиссионное обследование данных шиберов в ОАО "ЦТД "Диаскан", с участием специалистов компании "Транснефть", ЗАО "DKG-EAST" и TUV Reihland InterCert в качестве сторонних наблюдателей, подтвердило несоответствие параметров задвижек производства ЗАО "DKG-EAST" нормативным требованиям", — подчеркивается в документе.
Согласно заявлению АК "Транснефть", "данные обстоятельства потребовали приостановку монтажа задвижек на объектах строительства и демонтаж с заменой уже установленных. На сегодняшний день компанией "Транснефть" выставлены претензии в адрес поставщиков данной запорной арматуры на сумму свыше 360 млн руб. Возможный срыв запланированных сроков ввода в эксплуатацию объектов трубопроводов Пурпе — Самотлор и ВСТО-2 на срок от полугода до года из-за необходимости замены запорной арматуры вызовет дополнительные иски в адрес венгерских производителей и их итальянских коллег" .
Не так давно "Транснефть" планировала перенести срок ввода Пурпе — Самотлор со II квартала 2012 года на III квартал 2011 года. Строительство ВСТО-2 было изначально намечено на 2014 год, сообщает Lenta. ru. Срыв поставок такого уровня приведет не только к судебным искам, которые, вероятнее всего, будут удовлетворены. Перенос сроков строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) негативно скажется в первую очередь в дальневосточных регионах России.
Напомним, в 2008 году "Транснефть" уже обвиняла в срыве сроков генподрядчика строительства — компанию "Краснодарстройтрансгаз" — и на год сдвигала сроки по вводу в эксплуатацию первой очереди ВСТО. Премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая с недавним отчетом в Госдуме, отметил, что "благодаря пуску первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан в 2010 году нам удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР сразу, в один удар, на 45%. Второй этап строительства ВСТО планируется завершить к 2014 году. В общей сложности, только в рамках проекта ВСТО в наши дальневосточные регионы будет инвестировано порядка 700 млрд руб. Мы с вами понимаем, что дело не только в этой трубопроводной системе, 700 млрд руб. инвестиций в территорию — это новые рабочие места, новые поселки, новые детские сады". А очередное несоответствие заявленных сроков фактическим приводит к задержке поступления денег в регион, что откровенно тормозит его в развитии.
По данным экспертов, инвестиции в проект Пурпе — Самотлор оцениваются в 53 млрд руб. Мощность нефтепровода составит 25 млн т нефти в год с возможностью дальнейшего ее увеличения в 2 раза. Сооружение ВСТО-2 обойдется государству в 323 млрд руб. Первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-1, Тайшет — Сковородино, с конечной точкой в порту Козьмино) была введена в эксплуатацию в декабре 2009 года.
В настоящее время АК "Транснефть" приступила к практической реализации второго этапа трубопроводной системы ВСТО, предусматривающего строительство магистрального трубопровода на участке Сковородино — Козьмино (ВСТО-2) и соответствующее увеличение мощности построенного участка Тайшет — Сковородино до 50 млн т нефти в год (расширение ВСТО-1).