Российская компания "Транснефть", занимающаяся транспортировкой нефти, в том числе и за рубеж, может обратиться в Лондонский арбитраж с иском к китайской государственной компании. Китай в лице национальной нефтегазовой корпорации CNPC задолжал за поставки российской нефти уже более $100 млн.
Об этом сообщает ИТАР-ТАСС, ссылаясь на вице-президента "Транснефти" Михаила Баркова. Китайской госкорпорации, как отметил Михаил Барков, не понравился один из параметров, закладываемых при расчетах цены на нефть, поставляемую в Китай по отводу трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО).
Поэтому китайские партнёры российских нефтяников в одностороннем порядке сократили выплаты по контракту. "Они фактически вышли на уровень переговоров, который был до заключения контракта, начали по своему трактовать одну из позиций контракта. Мы считаем, что эта трактовка неверна", — цитирует вице-президента "Транснефти" ИТАР-ТАСС.
По заключённому в феврале позапрошлого года контракту, CNPC обязана была за поставленные в январе этого года 1,25 миллиона тонн нефти $555,3 млн. Но китайская сторона в одностороннем порядке уменьшила выплаты на 7%, что составляет $38,4 млн.
Поводом к самовольному пересмотру условий контракта стало то, что, по мнению китайской стороны, она оплачивает транспортировку нефти по ставке, принятой для всего (ВСТО). На взгляд представителей китайской компании нефть прокачиваемая, начиная от населённого пункта Сковородино, откуда идёт ответвление нефтепровода в сторону российско-китайской границы стоит дешевле.
Соглашение о строительстве ветки ВСТО Сковородино — Дацин, мощностью 15 миллионов тонн нефти, было заключено в октябре 2008 года. Согласно российско-китайскому контракту поставки нефти в КНР должны были осуществляться в течении 20 лет. Информация об условиях соглашениях долгое время оставалась закрытой, в том числе, касательно формулы ценообразования.
Первая очередь трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" в эксплуатацию была введена 28 декабря 2009 года. Китайский же участок нефтепровода — в январе текущего года. Так что конфликт возник с самого начала его полноценной эксплуатации.
В первом квартале объем поставок по отводу от ВСТО был запланирова на уровне 3,737 млн тонн, во втором квартале — 3,742 млн тонн. В первом квартале, как сообщили российские компании, поставки были выполнены полностью.
В феврале 2009 года "Роснефть" и "Транснефть" взял в кредит $25 млрд у китайцев в счет ежегодных поставок 15 млн тонн нефти. По данному соглашению, кредит должен был оплачиваться частью выручки от поставок российской нефти в Китай.
На май месяц назначены очередные переговоры с китайской стороной. Между тем китайские СМИ демонстрируют уверенность в том, что Россия будет поставлять нефть на условиях КНР.
Там напоминают о том, что "Роснефть" получила кредит в размере $15 млрд, компания "Транснефть" — $10 млрд. Срок погашения данных кредитов — 20 лет равными долями, начиная с 5 года с момента привлечения, а условиями их получения было обязательство обеспечения бесперебойных поставок нефти в Китай, в течение данных 20 лет. Компании нуждаются в китайских ресурсах, а потому россияне просто блефуют и обращаться в международный арбитраж не будут.
Вместе с тем, согласно схеме поставок "Роснефть" экспортирует в Китай 9 млн тонн. А еще 6 млн тонн продается "Транснефти" для последующей поставки в КНР. Таким образом, у "Транснефти" возникает задолженность перед "Роснефтью". При этом с начала текущего года проценты по кредитному договору подлежат уплате ежемесячно.
По соглашению, цена поставок также рассчитывается ежемесячно на рыночных условиях с использованием котировок российской нефти в порту Козьмино и при условии равенства качественных характеристик нефти, идущей в Китай и в данный порт.
Как сообщают информагентства, вице-премьер Игорь Сечин уже обратился к китайцам с предложением обсудить разногласия.