Итальянская судоходная компания Costa Cruises S.p.A, которая является одним из крупнейших мировых операторов океанических круизов, владеющая самыми крупными и современными круизными лайнерами Европы, заявила о том, что ее суда не будут заходить в израильские порты Хайфа и Ашдод. В компании это решение официально объяснили соображениями безопасности.
Об этом сообщает ZMAN.com со ссылкой на государственную радиостанцию "Коль Исраэл". Компании Costa принадлежат лайнеры-гиганты, на которые любят любоваться жители Хайфы, когда те причаливают в Хайфский порт. Теперь любоваться будет не на что. Руководство компании запретило своим судам становиться на якорь в Хайфе и Ашдоде, отмечает издание.
"Порт Хайфа и порт Ашдод находятся в местах, проблемных с точки зрения безопасности", — говорится в сопроводительном заявлении компании. Между тем, в начале текущего года в Израиле довольно неожиданно были повышены портовые сборы.
Уже тогда израильские туристические операторы выражали опасения в том, что решение о повышении портовых сборов приведет к падению числа туристов, прибывающих в Израиль.
В Израиле взимается 4 вида портовых сборов. "Якорный сбор" определяется водоизмещением судна и может составлять от 29.900 до 34.440 шекелей. "Причальный сбор" — от 400 до 2400 шекелей.
Кроме того, каждое судно выплачивает около $10 тыс. таможенной пошлины. В эту сумму входит и плата за проверку корабля представителями таможенной службы Израиля. Еще один сбор — с каждого пассажира круизного лайнера повышен с $8,5 до $13.
Это сделало ведущие израильские порты самыми дорогими в Средиземноморье. Ранее самым дорогим портом этого туристического региона была Венеция.
В 2010 году более 170 тыс. туристов прибыли в Израиль именно через морские порты страны. Основными воротами являются Ашдод, Хайфа и Эйлат. Но если круизные компании перенесут свои расходы на туристов, туры с заходом в Израиль подорожают сразу на 7%, что, по мнению экспертов рынка, снизит спрос на эти направления.
Учитывая то, что Costa Crociere S.p.A., оперирующая основными брендами Costa Cruises, AIDA Cruises и Iberocruceros, является абсолютным лидером морского круизного бизнеса региона, решение компании не заходить в израильские порты объективно приведет к значительным потерям.
Для многих портов Средиземноморья именно круизные корабли компании являются наиболее прибыльными среди пассажирских судов. В 2011 году флот с 9 млн туристов на борту планирует сделать 2800 заходов в 92 порта в Средиземном море.
Похоже, что основные потери от повышения сборов понесут именно израильские порты. Страна может рассчитывать на некоторый рост турпотока из Украины, с которой Тель-Авив подписал соглашение об отмене виз. Напомним, что аналогичное соглашение с Россией привело к резкому увеличению числа туристов, посетивших Израиль.
Теперь Израиль планирует подписать подобное соглашение и с Белоруссией. За первые 3 месяца 2011 года в Белоруссии уже выдано на 12% израильских виз больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Что касается круизных заходов, то вполне вероятно, что ситуация вокруг Израиля и в самом деле складывается непростая, учитывая рост революционной активности в окружающих страну арабских государствах. А после активных, но не особо успешных действий европейцев в Ливии против Каддафи не исключены террористические акты, которые могут совершаться от имени ливийского лидера, которому, впрочем, они абсолютно невыгодны.