"Аэрофлот" поставил новый SuperJet-100 в расписание с 15 мая. А первый лайнер будет передан компании "Армавиа", которая пустит его на маршруте Ереван — Москва. Однако скандалы, сопровождавшие долгий процесс рождения самолета, грозят омрачить его торжественный выход. Как считают в "Аэрофлоте", лайнер не соответствует заявленным характеристикам.
Как сообщили в компании, первый рейс новейший лайнер совершит, вероятнее всего, в Петербург, сообщает "Гудок".
На необходимость активнее закупать отечественные самолеты гендиректору авиакомпании Виталию Савельеву указал премьер-министр Владимир Путин. "Хочу понять, в каком объеме "Аэрофлот" будет закупать отечественные самолеты? А то вы хотите, видите ли, доминировать на внутреннем рынке, но не хотите закупать отечественную технику. Так не пойдет", — сказал премьер. "Мало?" — спросил Савельев. "Мало", — подтвердил Путин.
И вот SSJ-100, прорвавшись сквозь скандалы по поводу траты излишних средств, излишнем количестве иностранных комплектующих и медленном производстве, готов встать на коммерческие линии. Однако этот выход будет не очень праздничным.
Как сообщил министр транспорта и глава совета директоров "Аэрофлота" Игорь Левитин, крупнейший перевозчик страны предложит правительству России оштрафовать "Гражданские самолеты Сухого".
"Аэрофлот" напоминает, что производитель задержал сроки поставки SSJ-100, первые самолеты должны были быть предоставлены в ноябре 2008 года. Кроме того, имеются претензии к техническим характеристикам самолета, которые якобы не соответствуют заявленным в контратке.
Самолет весит на 3,5 т больше, чем зафиксировано в контракте, и расходует на 11% больше топлива на час полета. По информации "Ведомостей", издержки "Аэрофлота" из-за недостатков новых лайнеров могут составить до $150 млн за 10 лет. "Коммерсантъ" сообщает, что в "Аэрофлоте" оценивают ущерб в $100 млн.
В Объединенной авиастроительной корпорации, в свою очередь, отмечают, что разница между техническими характеристиками Superjet и тем, что получилось по факту, составляет не больше 1,5%.
Интересно, что в 2009 году "Аэрофлот" угрожал жалобой на "Гражданские самолеты Сухого" за задержку с поставками. Superjet должен был летать на коммерческих линиях с конца 2008 года. Тогда вопрос уладили довольно своеобразно. Авиакомпания отказалась от жалоб, а "Сухой" в обмен на это пролоббировал беспошлинные поставки самолетов в Россию.
Это было выгодно "Аэрофлоту", который подписал контракты с крупнейшими мировыми производителями, в том числе тех классов самолетов, которые являются прямыми конкурентами Superjet.
На данный момент, основной парк "Аэрофлота" состоит из европейских Airbus. Кроме того, компания законтрактовала Boeing и Airbus — 22 машины Dreamliner и 22 лайнера А350 будут поставляться с 2016 года. Кстати, согласно официальным планам ОАК, российский ближне- и среднемагистральный самолет нового поколения МС-21 будет выведен на рынок в 2016 году.
В мае текущего года госкорпорация "Ростехнологии" (поставщик "Аэрофлота") объявила о победе в тендере на поставку 50 среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов с опционом на 15 единиц американской компании Boeing. При таком раскладе "Арофлоту" SSJ-100 не очень-то и нужны. Разве что по дешевке, на что намекает "Аэрофлот", пугая штрафными санкциями и испорченной репутацией самолету, который только выводят на рынок.