Турецкая компания BOTAS International, оператор трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), с 2006 года понесла убытки от транспортировки нефти по БТД в размере $31 млн. К 2045 году они увеличатся до $2 млрд, заявил предправления компании Ибрагим Палаз на пресс-конференции на терминале Джейхана. Участники проекта уходят на другие маршруты.
Как сообщает азербайджанское информационное агентство АПА, по мнению Палаза, правительство Турции в 2002 году подписало неэффективный с экономической точки зрения контракт сроком на 60 лет, по схеме 10+10+40.
"В результате убытки компании от транспортировки нефти по трубопроводу Баку-Джейхан в 2045 году превысят $2 млрд. Компания, чтобы продолжать свою деятельность, взяла кредит на сумму $195 млн, в конце года долг составит $91 млн. Если так будет продолжаться, мы не сможем погашать кредиты", — цитирует Ибрагима Палаза информагентство.
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева был введен в эксплуатацию в 2006 году и создавался как альтернатива российским маршрутам транспортировки среднеазиатской и азербайджанской нефти на западные рынки. Таким образом, планировалось ослабить позиции России и обеспечить транзитными деньгами прозападную лояльность режимов, окружающих РФ стран.
Протяженность нефтепровода BTC составила 1768 км, из них в Азербайджане 443 км, в Грузии 248 км, в Турции 1076 км. Акционерами БТД являются British Petroleum (30,1% долевого участия), Госнефтекомпания Азербайджана (25%), Chevron (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI и Total (по 5%), Itochu (3,4%), ConocoPhilliрs и Inрex (по 2,5%), Amerada Hess (2,36%).
В то же время ряд российских экспертов утверждал, что БТД является в первую очередь политическим проектом и из-за экономических просчетов может обернуться убытками для его участников.
В то же время гендиректор турецкого отделения компании British Petroleum (ВР) Мурат Лекомпт говорит о том, что "картина таковой не является".
"Мы четко соблюдаем все свои обязательства по прокачке нефти по территории Турции по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Все вопросы между сторонами регулируются на основе межправительственного соглашения по транзиту азербайджанской нефти, подписанного между Азербайджаном и Турцией, а также учредителями компании BTC Co. и правительством Турции. То есть, BOTAS может понести убытки, но к вопросу надо подходить с точки зрения выгоды для Турции", — цитирует представителя British Petroleum турецкое агентство Нaber Х.
Убыточность БТД, по всей вероятности, вызвана низкой загрузкой транспортных мощностей системы. Он рассчитан на транспортировку 50 млн т нефти в год, однако так и не вышел на плановые показатели. Всего по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан за период эксплуатации до 1 января 2011 года прокачано 143,5 млн т нефти.
Основным поставщиком нефти по БТД является Азербайджан. В 2010 году ГНКАР экспортировала по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан 27,272 млн, что на 2,699 млн т больше, чем в 2009 году.
Однако объемы транспортировки собственно азербайджанской нефти в первом квартале 2011-го снизились в годовом исчислении. За первые три месяца года Госнефтекомпания Азербайджана экспортировала по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) 5,592 млн т.
В начале 2010 года казахстанская компания "Тенгизшевройл" (Tengizchevroil) прекратила поставки нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауата Мынбаева, это вызвано повышением тарифов за прокачку по территории Азербайджана.
Конфликт случился, когда Казахстан еще, по сути, не успел "втянуться в трубу". По данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, в 2009 году по БТД были транспортированы всего 1,9 млн т казахстанской нефти с месторождения "Тенгиз".
К согласованному решению участники проекта так и не пришли. Ранее направляемая в БТД казахская нефть, сейчас доставляется по железной дороге через Азербайджан в грузинский черноморский порт Батуми. Там расположен нефтяной терминал казахской компании "КазМунайГаз".
Решился вопрос и об увеличении пропускной способности КТК — нефтепровода к черноморскому побережью России. Это позволит Казахстану нарастить добычу без использования БТД.
Расчеты на Туркмению пока также не оправдались. Объемы транспортируемой по БТД туркменской нефти крайне невелики — 1,3 млн т в минувшем году. Несмотря на стратегические соображения, связанные с диверсификацией маршрутов поставки, Баку также может охладеть к проекту БТД.
Тем паче, что по факту Баку уже столкнулся с профицитом экспортных мощностей. Не заполняется не только БТД, но и маршрут Баку-Новороссийск, через который вместо запланированных 5 млн т Азербайджан прокачивает только 2,5 млн. Это, кстати, приносит существенные убытки российской "Транснефти". Кроме ж/д поставок на грузинское побережье имеется еще труба Баку-Супса, куда Баку готовится залить нефть по новому соглашению.
В январе 2011 года правительство Азербайджана и кабинет министров Украины договорились о поставках каспийской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (Белоруссия).
"Сейчас Баку рассматривает возможность участия в своп-схеме поставок венесуэльской нефти в Белоруссию. Схема подразумевает поставки 10 млн т азербайджанской нефти в Белоруссию по украинскому маршруту Одесса-Броды. Взамен Азербайджан получит такой же объем венесуэльской нефти с возможностью экспортировать ее на рынки США. Если Баку согласится принять участие в поставках нефти в Белоруссию, ему придется сокращать поставки нефти по другим направлениям, в частности по БТД", — отмечает в комментарии экспертному порталу "Восточный трубопровод" Александр Шток, директор департамента Due Diligence "2К Аудит — Деловые консультации / Morison International".