Фонды художественных ценностей — последняя инновация российского рынка коллективных инвестиций. В июле 2009 года Федеральная служба по финансовым рынкам приняла соответствующие изменения, а в августе 2010 года были зарегистрированы первые ПИФы. Крупнейший российский арт-фонд "Собрание. Фотоэффект" в ближайшее время начинает биржевое обращение паев.
В России фонды художественных ценностей могут функционировать как акционерные либо паевые инвестиционные фонды. Благодаря изменениям, внесенным в законодательство, регулирующее рынок коллективных инвестиций в России, впервые появились условия для деятельности фондов. В связи с этим их создание в нашей стране считается началом этапа развития инвестиций в искусство.
В конце февраля — начале марта 2011 года было завершено формирование крупнейшего в мире арт-фонда "Собрание. Фотоэффект", который находится под управлением УК "АГАНА". Стоимость имущества на дату формирования фонда превысила 14 млрд руб., стоимость одного пая — 500 тыс. руб.
Активы фонда сформированы на основе фотоколлекций: в собрании представлены около 200 тыс. авторских отпечатков и 300 тыс. негативов более 250 мастеров отечественной и зарубежной фотографии. Коллекцию дополняют автографы и документы фотографов, редкие книги в области фотографического искусства.
В активах фонда есть уникаты мировой и отечественной фотографии, представленные в единичных экземплярах, включая самую раннюю технику фотографии — дагерротипы (способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, применявшийся до 50-х гг. XIX века). К примеру, 13 дагерротипов Жиро де Пранже, который входит в десятку самых дорогих фотографов мира — известны продажи его работ по цене около $1 млн за один дагерротип.
Коллекция фонда включает ценные снимки Российского Императорского дома, произведения Александра Родченко, шедевры Роберта Дуано, эксперименты Жермана Круля, Андре Кертеша, работы основателя фотографического общества Англии и личного фотографа Королевы Виктории Роджера Фентона, Тацио Секкьяроли, основателя жанра "paparazzi".
Активы фонда включают работы практически всех российских и советских мастеров мирового уровня, а также лучших представителей зарубежной фотографии, начиная с середины XIX столетия и до наших дней.
Фотография — непривычный актив для российских паевых инвестиционных фондов. Однако на мировом рынке современного искусства она занимает уже около 7%, а объем ее продаж за последние 10 лет увеличился на 1000%. То есть речь идет о полноценном динамично развивающемся сегменте арт-рынка, причем одном из наиболее прибыльных. За 10 лет цены здесь практически удвоились.
В разгар финансового кризиса в 2008-2009 годах спрос на фотографии рос более чем на 5% в год. Проходившая 19-21 ноября 2010 года в Париже выставка-продажа фотографий (Sotheby's, Christie's, Piasa and Ader Nordmann & Kapandji Morhange) собрала более 14 млн евро и побила 32 ценовых рекорда. Начиная с 1971 года, когда в рамках аукциона Sotheby's были проведены первые специализированные торги в фотографии, стоимость 34 индивидуальных работ преодолела рубеж в $1 млн каждая. В настоящее время регулярные специализированные торги по фотографиям проходят на всех аукционных площадках Европы и США.
Один из самых успешных мировых фондов British Railroad Pension Fund был основан в 70-х, его размер составлял 40 млн фунтов, а активы включали 2,5 тыс. произведений искусства: от китайского фарфора до французских импрессионистов. В период с 87-го по 89-й год они были проданы. Среднегодовая доходность арт-портфеля превысила 11% чистой прибыли. Для сравнения, средняя доходность индекса Dow Jones в тот же период составила 9,5 %.
Российский фонд, по прогнозам экспертов, будет приносить около 14% годовых. Рост стоимости паев обеспечивается за счет выставочной деятельности, аукционных продаж и биржевого обращения паев. Фонд планирует проводить 2-3 крупных "титульных" выставки в год в крупнейших музеях мира. Не менее 5% активов фонда ежегодно будет продаваться на открытых аукционных торгах на площадках крупнейших аукционных домов (Christie's, Sotheby's и т.д.). По итогам торгов будет проводиться регулярная переоценка фонда.
Организаторы фонда и первой выставки его коллекции отмечают, что горды тем, что им удалось за столь короткий срок собрать и принять эти шедевры. Как отметил Анатолий Злобовский, крупнейший российский эксперт в области фотографии, при участии которого была сформирована коллекция фонда, "теперь россияне не должны ехать в Италию и стоять в очереди, чтобы полюбоваться на произведения Тацио Секкьяроли, теперь итальянцы поедут к нам в Россию, чтобы посмотреть на работы своего соотечественника". "Приезжайте все! Мы открыты!" — подытожил он