2011 год стал временем изменений на загородном рынке Подмосковья из-за модернизации структуры спроса и предложения. Возросшие ожидания покупателей прямо влияют на динамику развития качественных структурных объектов. По мнению экспертов, только в 15% коттеджных поселков области уровень инфраструктурного обеспечения можно считать удовлетворительным.
Эксперты ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости Penny Lane Realty отмечают, что динамика развития загородного строительства, где ежегодно появляется порядка 100-120 новых коттеджных поселков, и динамика развития качественных инфраструктурных объектов демонстрируют резкий дисбаланс. По их словам, сегодняшние покупатели объектов загородной недвижимости уделяют повышенное внимание наличию в поселке внутренней или внешней инфраструктуры, а также обустройству общественных зон, присутствию интересных элементов ландшафтного дизайна.
Директор департамента загородной недвижимости компании Дмитрий Цветков отметил, что "90% клиентов интересуются наличием в поселке собственной инфраструктуры, а также рекреационных зон. Если в первую очередь для покупателя важна стадия готовности поселка, то во вторую — его инфраструктурная "начинка", то есть что там есть для жизни и отдыха".
Так как подавляющее большинство покупателей приобретают загородную недвижимость из-за детей, максимальным спросом пользуется именно детская инфраструктура: сады, школы, развивающие центры, спортивные площадки. Пребывание ребенка в саду обходится в 15-20 тыс. руб. в месяц, однако данная услуга весьма востребована. По статистике, собственную школу имеют не более 2% поселков, и обучение там еще дороже, тем не менее для некоторых родителей наличие школы становится решающим фактором.
Цветков подчеркнул, что "на сегодняшний день главная задача девелопера, в некотором роде рискующего выпускать на не окончательно окрепший рынок новый проект, максимально угодить покупателю. Поэтому во всех проектах, где эксперты компании Penny Lane Realty являются консультантами, они настоятельно рекомендуют особое место уделять окружающему пространству: продумать места отдыха, детские и спортивные площадки, пускай не обширную, но качественную инфраструктуру. Если рассмотреть все предложения, которые представлены сегодня на рынке, то процентов восемьдесят из них — "неживые", ставшие неликвидом вследствие не только завышенной цены, но и отсутствия условий для жизни. В случае если девелопер выпустит на рынок аналогичный неинтересный и некрасивый проект, то у него не будет будущего".
В некоторых случаях скудность внутренней инфраструктуры поселка можно объяснить разнообразием внешней. Однако сегодня единственным направлением, где внешняя инфраструктура представлена в многообразии и соответствует качеству жизни, является Рублево-Успенское шоссе. По мнению экспертов, там имеется весь спектр услуг, дающий к тому же возможность выбора. Далее — Новорижское шоссе, где начали появляться современные качественные инфраструктурные объекты. Например, ТРК Kika, "Павлово подворье", торговый центр в поселке Княжье озеро и другие. На третьем месте стоит Калужское направление, чья развлекательная и досуговая инфраструктура постепенно развивается. Однако рынок загородной недвижимости данного направления еще не достиг определенного уровня (количества населения с высокими доходами), при котором строительство инфраструктурных комплексов, как, например, "Павлово подворье" на Новой Риге или торговые центры в Жуковке, было бы целесообразным, считают аналитики.
В 2011 году в рамках национальной Премии "Поселок года" за достижения в малоэтажном строительстве была разработана специальная номинация "Лучшая инфраструктура и благоустройство", спонсором которой стала компания "Вектор Инвестменст". Генеральный директор компании Дмитрий Бадаев в этой связи подчеркнул, что будущее коттеджного домостроительства Московского региона именно за проектами, в которых почетная роль отведена не только дому как таковому, но и его природному и инфраструктурному окружению. Так что требования потенциальных покупателей загородной недвижимости уже услышаны.