Российский рынок труда в последние годы столкнулся с проблемой невостребованности ряда специалистов. В основном речь идет о большом количестве юристов и экономистов, переизбыток которых хорошо иллюстрирует существующий дисбаланс между ростом потребности в специалистах нужного профиля и подготовки и возможностью ее удовлетворения со стороны вузов.
Немаловажным фактором, влияющим на проблему занятости со всеми вытекающими отсюда последствиями, эксперты считают положение вещей в образовательной сфере. По данным Минобрнауки, сегодня в России во всех вузах получает образование почти 5,85 млн студентов, пишет MNL.ru. Половина (2,61 млн) этих студентов учится за счет бюджета, нагрузка на государство с годами только увеличивается. Данные Росстата свидетельствуют, что в 1990 году в государственных и муниципальных вузах России числилось всего около 2,8 млн учащихся. При всех наших демографических проблемах количество студентов в стране в последние годы росло, так как наличие высшего образования в обществе принято считать показателем высокого социального статуса. А вопрос его дальнейшего использования очень часто оставался за бортом.
В результате сложилась такая ситуация, что миллионы выпускников в качестве дипломированных специалистов экономикой не востребованы в принципе, независимо от их профиля, сообщает "Огонек". Образовательная сфера по идее должна адекватно отражать и удовлетворять потребности общества, однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде. Отсюда проблемы с реальной оценкой перспектив у вчерашних студентов и крайне слабое участие вузов в их дальнейшей судьбе. Остается ностальгически вспоминать СССР с его распределением….
К примеру, взять упомянутых юристов, которых сейчас в РФ на душу населения — почти как в США, только работать им не с чем и негде. При этом количество незанятых рабочих мест со средней зарплатой примерно равно количеству безработных, которые ждут высокого вознаграждения за свои труды. Выход на рынок труда большей части молодых выпускников сопровождается завышенными и порой наивными ожиданиями от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Никто особо не торопится платить новоиспеченным специалистам те деньги, на которые они рассчитывают. Соответственно, ожидания высокооплачиваемой вакансии приводят к тому, что выход молодого специалиста в практическую жизнь откладывается, а может вообще никогда не состояться. Рано или поздно работа находится, только к полученному диплому она отношения не имеет.
В качестве примера рекрутинговые специалисты приводят постоянную нехватку кадров на стартовых позициях в МВД, где гарантированы 15 тыс. руб. при ненормированном рабочем дне, но куда совершенно не идут молодые специалисты. Выходом из сложившейся ситуации эксперты называют программы государственного планирования занятости. Поэтому сегодня одной из важнейших задач государства является исследование проблем образовательных услуг и, в частности, системы повышения квалификации и переподготовки, коль скоро не удается отследить тенденции на рынке труда заблаговременно.
В своем исходном виде система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей многообразных деятелей рынка в специалистах. Она готовит профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, и решает многие вопросы воспроизводства товаров, услуг и знаний. Возможно, в будущем именно она поможет избежать проблем переполнения рынка молодыми специалистами, которые никогда не станут профессионалами в выбранной области. Регулирование таких вопросов государство должно взять на себя хотя бы частично. Для собственной экономической безопасности.