Рост производства биоэтанола увеличивает дефицит продовольствия. На создание биотоплива расходуется кукуруза, сахар и прочие сельскохозяйственные культуры. Кроме того, увеличение посевов под зеленое топливо снижает площади земель, отведенных под продовольственные культуры, что способствует сокращению урожаев и подорожанию продуктов питания.
В феврале индекс цен на продовольствие ФАО вырос на 2,2% до высшего показателя с момента начала анализа цен в 1990 году. Индекс учитывает колебания цен на 55 видов продовольственных товаров.
Индекс цен ФАО на зерно за прошлый месяц (включает в себя пшеницу, рис и кукурузу) увеличился на 3,7%. При этом за последний год кукуруза подорожала почти вдвое, а пшеница — на 65%.
Индекс цен на растительное масло и жиры вырос незначительно и находится на уровне чуть ниже пиковой отметки, зафиксированной в июне 2008 года. Индекс цен на мясо за февраль вырос на два процента. Индекс цен на сахар на 16% выше, чем год назад.
С алармистскими заявлениями недавно выступил и Всемирный банк. "Продовольственные товары продолжают дорожать. Индекс цен на продукты питания, который рассчитывает Всемирный банк, увеличился с октября 2010 года по январь 2011 года на 15%", — сообщается в докладе ВБ.
Эксперты прогнозируют, что количество недоедающих людей в мире в ближайшее время превысит 1 млрд человек. По данным ООН, в прошлом году таких было не более 925 млн. Зеллик в связи с этим подчеркнул, что "скачок цен уже толкает миллионы людей в нищету и оказывает давление на наиболее уязвимые слои населения, тратящие на еду более половины своего дохода". В результате только с октября по январь, когда цены поднялись на 15%, еще 44 млн человек статистически оказались за чертой бедности, уверяет ВБ.
В марте произошло первое за 8 месяцев снижение индекса ФАО на 2,9%. При этом рост цен на нефть и дальнейшее подорожание топлива переориентирует фермерские и иные сельскохозяйственные производства на выращивание наиболее рентабельных "топливных" культур, что усугубляет проблему.
При этом ни Европа, ни США пока не намерены пересматривать свои целевые нормативы, предполагающие постоянное увеличение доли природного топлива в собственном потреблении. В США объем использования биотоплива к 2022 году должен достичь 36 млрд галлонов в год (более 160 млрд литров). В ЕС 10% автомобильного топлива к 2020 году должно получаться из растений. Свои программы по использованию биотоплива имеются также у Китая, Индии, Индонезии, Таиланда и других стран, пишет The New York Times.
При этом Китай еще 10 лет назад запретил выращивание зерновых на топливо, после того как столкнулся к сильнейшим удорожанием кукурузы, которую начали выращивать именно для этих целей. Кстати, резкий рост цен котировок на кукурузу за последний год на Чикагской товарной бирже также связывают с развитием производства биоэтанола в США, где на эти цели уходит порядка 40% валового сбора урожая.
Теперь китайцы получают этанол из корнеплода маниок, который закупают и в соседних странах, что привело к резкому удорожанию этого продукта и, как следствие, торможению программ производства биологического топлива в соседних азиатских странах, так как китайцы скупают продукт в прямом смысле на корню и последовавшее подорожание сырье делает запуск новых заводов нерентабельным.
При этом маниок используется и на корм скоту, что создает определенные проблемы животноводческой отрасли. Таким образом, производство биоэтанола из маниока все-таки оборачивается удорожанием продуктов для людей.
"Приоритет необходимо отдавать продовольствию. Проблемы возникают, когда задаются целевые параметры по биотопливу независимо от цен на сырье", — говорит директор департамента Всемирного банка по прогнозированию перспектив развития Ханс Тиммер в комментарии The New York Times.