Кто будет доминировать в русском небе?

В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий ввести понятие доминирующего положения на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок. Доминирующей может считаться компания, доля которой на маршрутах в географических границах РФ превышает 25%. Как полагают эксперты, принятие законопроекта может нанести удар по планам "Аэрофлота".

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О естественных монополиях" был внесен депутатом от "Единой России" Андреем Голушко на этой неделе.

Полномочиями по ограничению авиационных тарифов и определению методики их расчета на внутрироссийских линиях депутаты предлагают наделить Федеральную антимонопольную службу. Также ФАС должна заняться выдачей "сезонных" лицензий в период повышенного спроса на определенных маршрутах. Выдавать "сезонные" лицензии предполагается лоукостерам, в том числе иностранным, следует из законопроекта.

Впрочем, пока законопроект не поступал по официальным каналам в ФАС и Минтранс, а потому комментировать его чиновники не спешат.

На долю крупнейшего в стране "Аэрофлота" приходится около 15% рынка внутрироссийских перевозок. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2010 году лидерами на внутренних линиях были авиакомпания "Сибирь", занимающая 15,3% рынка, "Аэрофлот" (14,3%) и "ЮТэйр" (13,1%).

Однако "Аэрофлот" контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок. Таким образом, доля "Аэрофлота" в общем объеме авиаперевозок российских компаний достигает примерно 25%.

Кроме того, у компании имеются планы по обеспечению доминирующего положения. Об этом в прошлом году на встрече с премьер-министром Путиным говорил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. В пример приводились крупнейшие международные перевозчики, доминирующие на рынках своих стран.

"Сегодня компания "Аэрофлот" занимает примерно 25% (вместе с "дочками") авиационного рынка России. Если мы возьмем наших реальных конкурентов: это "большая тройка" — British Airways, Air France и Lufthansa, — то, к примеру, Lufthansa у себя дома вместе с "дочками" удерживает примерно 60% домашнего рынка. Alitalia — примерно 60% домашнего рынка. 50% домашнего рынка удерживает Air France, сказал гендиректор.

С 2011 года перевозчик планировал присоединить к себе еще 6 мелких авиакомпаний. Это "Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", а также 100% акций компаний, образуемых при приватизации ФГУП ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии" и ФГУП "Кавминводыавиа".

Консолидация увеличит долю "Аэрофлота" на внутренних перевозках до 37%, а это существенно больше предлагаемого лимита в 25%. Таким образом, принятие нового законопроекта угрожает планам "Аэрофлота" по созданию одного из глобальных мировых перевозчиков.

Хорошо известно, что рынок авиаперевозок в России и в мире склонен к монополизму. Однако внутренние коммерческие авиаперевозки в большей части стран охраняются правительством, а соотношение иностранных и национальных перевозчиков на международных рейсах регулируются межправительственными соглашениями.

Таким образом, новшеством законопроекта является идея введения временных лицензий для перевозчиков-дискаунтеров. По логике, это может усилить ценовую конкуренцию и снизить цены на авиабилеты в период наиболее высокого спроса. Впрочем, линейная логика не всегда применима к столь сложному комплексу, каковым являются авиаперевозки.

Та же ФАС расследует монополизм на рынке, изучая деятельность не только авиаперевозчиков, но и поставщиков ГСМ и сервисных компаний аэропортов.

Стоит также напомнить, что российские компании по отдельности могут вступать в международные альянсы авиаперевозчиков. Например, один из лидеров перевозок на отечественном рынке компания "Сибирь" (S7 Airlines) в конце прошлого года вступила в альянс Oneworld, куда входят также British Airways, American Airlines, Cathay Pacific, Finnair, Malev, Iberia, LAN.

Что касается "Аэрофлота", то он вступил в альянс SkyTeam еще в 2006 году. Учитывая, что альянсы склонны под видом бонусных программ и унифицирования уровня обслуживания вести согласованную ценовую политику, допуск иностранных компаний на внутренние рейсы необходимо рассматривать еще и с точки зрения их принадлежности к мировым альянсам.

Законопроектом предлагается изменить систему сертификации региональных гражданских аэропортов, так как требования к крупным международным авиаузлам и региональным аэровокзалам и аэропортам не могут быть одинаковыми. Это действительно может дать толчок к развитию в стране сети авиаперевозок, что является плюсом на наших пространствах. Однако дифферценировать требования к аэропортам разного уровня предлагается почему-то ФАС, которая сертификацией аэропортов не занималась.

По данным Росавиации, в 2010 году авиакомпании страны перевезли 57 млн пассажиров. Подсчет ведется по количеству проданных билетов, то есть количество уникальных пассажиров стоит смело делить как минимум на два. С учетом полета туда и обратно, в прошлом году слетало 28,5 млн пассажиров. Но только по разу.

Таким образом, количество уникальных пассажиров, которое является одним из показателей доступности авиатранспорта, еще меньше. Реально летают по стране и за рубеж лишь несколько миллионов россиян. Для большинства населения авиатранспорт недоступен, из-за разницы в доходах и ценах на билеты.

Виталий Сальник
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.