В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий ввести понятие доминирующего положения на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок. Доминирующей может считаться компания, доля которой на маршрутах в географических границах РФ превышает 25%. Как полагают эксперты, принятие законопроекта может нанести удар по планам "Аэрофлота".
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О естественных монополиях" был внесен депутатом от "Единой России" Андреем Голушко на этой неделе.
Полномочиями по ограничению авиационных тарифов и определению методики их расчета на внутрироссийских линиях депутаты предлагают наделить Федеральную антимонопольную службу. Также ФАС должна заняться выдачей "сезонных" лицензий в период повышенного спроса на определенных маршрутах. Выдавать "сезонные" лицензии предполагается лоукостерам, в том числе иностранным, следует из законопроекта.
Впрочем, пока законопроект не поступал по официальным каналам в ФАС и Минтранс, а потому комментировать его чиновники не спешат.
На долю крупнейшего в стране "Аэрофлота" приходится около 15% рынка внутрироссийских перевозок. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2010 году лидерами на внутренних линиях были авиакомпания "Сибирь", занимающая 15,3% рынка, "Аэрофлот" (14,3%) и "ЮТэйр" (13,1%).
Однако "Аэрофлот" контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок. Таким образом, доля "Аэрофлота" в общем объеме авиаперевозок российских компаний достигает примерно 25%.
Кроме того, у компании имеются планы по обеспечению доминирующего положения. Об этом в прошлом году на встрече с премьер-министром Путиным говорил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. В пример приводились крупнейшие международные перевозчики, доминирующие на рынках своих стран.
"Сегодня компания "Аэрофлот" занимает примерно 25% (вместе с "дочками") авиационного рынка России. Если мы возьмем наших реальных конкурентов: это "большая тройка" — British Airways, Air France и Lufthansa, — то, к примеру, Lufthansa у себя дома вместе с "дочками" удерживает примерно 60% домашнего рынка. Alitalia — примерно 60% домашнего рынка. 50% домашнего рынка удерживает Air France, сказал гендиректор.
С 2011 года перевозчик планировал присоединить к себе еще 6 мелких авиакомпаний. Это "Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", а также 100% акций компаний, образуемых при приватизации ФГУП ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии" и ФГУП "Кавминводыавиа".
Консолидация увеличит долю "Аэрофлота" на внутренних перевозках до 37%, а это существенно больше предлагаемого лимита в 25%. Таким образом, принятие нового законопроекта угрожает планам "Аэрофлота" по созданию одного из глобальных мировых перевозчиков.
Хорошо известно, что рынок авиаперевозок в России и в мире склонен к монополизму. Однако внутренние коммерческие авиаперевозки в большей части стран охраняются правительством, а соотношение иностранных и национальных перевозчиков на международных рейсах регулируются межправительственными соглашениями.
Таким образом, новшеством законопроекта является идея введения временных лицензий для перевозчиков-дискаунтеров. По логике, это может усилить ценовую конкуренцию и снизить цены на авиабилеты в период наиболее высокого спроса. Впрочем, линейная логика не всегда применима к столь сложному комплексу, каковым являются авиаперевозки.
Та же ФАС расследует монополизм на рынке, изучая деятельность не только авиаперевозчиков, но и поставщиков ГСМ и сервисных компаний аэропортов.
Стоит также напомнить, что российские компании по отдельности могут вступать в международные альянсы авиаперевозчиков. Например, один из лидеров перевозок на отечественном рынке компания "Сибирь" (S7 Airlines) в конце прошлого года вступила в альянс Oneworld, куда входят также British Airways, American Airlines, Cathay Pacific, Finnair, Malev, Iberia, LAN.
Что касается "Аэрофлота", то он вступил в альянс SkyTeam еще в 2006 году. Учитывая, что альянсы склонны под видом бонусных программ и унифицирования уровня обслуживания вести согласованную ценовую политику, допуск иностранных компаний на внутренние рейсы необходимо рассматривать еще и с точки зрения их принадлежности к мировым альянсам.
Законопроектом предлагается изменить систему сертификации региональных гражданских аэропортов, так как требования к крупным международным авиаузлам и региональным аэровокзалам и аэропортам не могут быть одинаковыми. Это действительно может дать толчок к развитию в стране сети авиаперевозок, что является плюсом на наших пространствах. Однако дифферценировать требования к аэропортам разного уровня предлагается почему-то ФАС, которая сертификацией аэропортов не занималась.
По данным Росавиации, в 2010 году авиакомпании страны перевезли 57 млн пассажиров. Подсчет ведется по количеству проданных билетов, то есть количество уникальных пассажиров стоит смело делить как минимум на два. С учетом полета туда и обратно, в прошлом году слетало 28,5 млн пассажиров. Но только по разу.
Таким образом, количество уникальных пассажиров, которое является одним из показателей доступности авиатранспорта, еще меньше. Реально летают по стране и за рубеж лишь несколько миллионов россиян. Для большинства населения авиатранспорт недоступен, из-за разницы в доходах и ценах на билеты.