Модель семейного бизнеса оказалась наиболее жизнеспособной в условиях кризиса, констатируют эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) по итогам второго исследования семейного бизнеса. Несмотря на трехкратный рост числа компаний, столкнувшихся с падением спроса, "семейные" демонстрируют устойчивость и хорошие финансовые результаты.
По принятым в Европе параметрам, семейным предприятием считается бизнес, в котором бóльшая часть привилегированных акций находится во владении одного или нескольких собственников из одной семьи. Вторым важнейшим фактором является степень влияния семьи. На ключевых должностях в руководстве компании должны находиться члены семьи, а не анонимные акционеры.
Число компаний семейного бизнеса, отмечающих, что они столкнулись с падением спроса на свои услуги и товары, за последние три года выросло более чем втрое, с 10 до 34% Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на исследование "Родственные отношения как ставка в игре", по сравнению с данными первого опроса, проведенного PwC в 2007-2008 гг., число семейных фирм, которые заявили о снижении прибыли, выросло с 17 до 35%, а число руководителей, которые отмечают увеличение капитальных затрат и прибыли, снизилось с 50 до 32% и с 57 до 42%.
Однако семейные предприятия не только успешно пережили кризис, но и восстанавливаются быстрее остальных. Почти половина, 48%, компаний заявили, что за последний год спрос на их товары и услуги вырос, еще 16% отметили, что спрос увеличился "значительно". Лишь немногие семейные компании сократили объем операций, а большинство, наоборот, планируют расширить свой бизнес в ближайший год.
Как отмечается в исследовании PwC, для семейного бизнеса характерно долгосрочное планирование и низкая кредитная нагрузка. Семейные предприятия — это марафонцы и долгожители, которые не склонны к авантюрам ради сиюминутной выгоды.
По мнению экспертов, семейные предприятия отличаются от своих несемейных собратьев более высокой скоростью принятия управленческих решений. Это крайне важное преимущество на высококонкурентных рынках. Зачастую "семейные" быстрее внедряют наиболее перспективные технологии, что позволяет таким компаниям всегда находиться на острие прогресса.
По словам эксперта по семейным предприятиям, немецкого профессора Берндта Фенора, бюджеты на научные исследования и конструкторские разработки у лучших немецких семейных предприятий зачастую раза в два выше, чем в сопоставимых зарубежных компаниях. При грамотном менеджменте эффективность работы семейного предприятия может превышать среднерыночную на 10-12%, подсчитали эксперты Лондонской школы экономики.
Как сообщается в исследовании PwC, 67% руководителей семейных компаний считают, что именно родственный характер организации бизнеса способствовал успешному преодолению кризиса. Об уверенности в своей конкурентоспособности заявили 95% опрошенных.
По оценке Института семейных фирм, только 30% семейных компаний в США благополучно развиваются после смены поколений. По данным немецких источников, значительное количество германских семейных предприятий оканчивают свое существование на втором поколении наследников. Еще 10-15% фирм переходят к третьему поколению и только 3-5% управляются и четвертым поколением.