Глава правительства РФ Владимир Путин предложил выделить 5 млрд руб. на продление программы утилизации легковых автомобилей до конца 2011 г. После проведения третьего этапа государственная программа должна быть свернута, а на ее место могут прийти программы негосударственного финансирования утилизации легковых автомобилей.
"Конечно, отрасль постепенно встает на ноги, но на многих предприятиях, тем не менее, как в народе говорят, все сделано "на живую нитку". Ну, например, на "Ижавто" только начало производства. И в основном оно сосредоточено на так называемой "классике". Да, и на других предприятиях рост есть, но все-таки докризисный уровень пока еще не достигнут. Поэтому предлагаю программу в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 года и на этом ее закончить", - цитирует Владимира Путина агентство "РИА Новости".
"Но до конца 2011 года полностью обеспечить финансирование и выделить на эти цели дополнительно 5 миллиардов рублей", - уточнил глава правительства.
Таким образом, в конце апреля, когда по планам должны закончиться выделенные с начала года 100 тыс. сертификатов, стартует уже четвертый по счету этап утилизации. Первые три оказались вполне успешными, особенно для АвтоВАЗ, который был фактически спасен программой стимулирования спроса.
По программе уже выдано 495 тысяч скидочных сертификатов из запланированных 500 тысяч, продано 365 тысяч автомобилей. Около 80% всех машин составляет продукция ОАО "АвтоВАЗ"
Программа стимулирования спроса и поддержки отечественного гиганта сопровождалась переговорами об усилении роли группы Renault-Nissan в делах АвтоВАЗа и законодательными действиями по принуждению крупнейших автомобилестроительных корпораций к созданию сборочных производств и выпуска комплектующих в России.
Как бы ни цинично это звучало, но проблемы Японии играют на руку отечественному автопрому. РФ добавила себе баллы привлекательности за счет тектонической стабильности.
Кроме того, свою уязвимость показала практика создания чисто сборочных производств, которые зависимы от поставок комплектующих с другого конца земли. Напомним, что остановились не только японские автостроительные заводы. Нехватку некоторых экспортируемых из Японии комплектующих ощутили и концерны General Motors, Ford и Peugeot-Citroen.
У российских заводов проблем пока нет, однако планы по наращиванию объемов производства окажутся сорванными. А те сборочные предприятия, которые обзавелись собственными производствами комплектующих в РФ, выходят на трехсменный график и готовятся экспортировать продукцию за пределы Таможенного союза.
После выхода государства из программы утилизации она, возможно, будет работать и далее, но на иных принципах. Минпромторг РФ подготовил концепцию новой программы утилизации старых автомобилей на смену ныне действующей, сообщил в феврале замминистра Алексей Рахманов. Новая программа даст эффект в виде 8%-ного обновления парка автомобилей в год.
Планируется создать "систему, при которой будет обеспечено негосударственное финансирование утилизации, а также технологическое обеспечение и определенные меры по стимулированию".
Европейский и мировой опыт свидетельствует о том, что за утилизацию платит или государство, или конечный потребитель. Причем не обязательно напрямую. Варианты довольно разнообразны. Это могут быть разовые выплаты владельцев авто при сдаче утилизатору при покупке новой машины или периодические выплаты налога на утилизацию, например, в рамках прохождения техосмотра.
Есть и механизмы финансирования расходов по утилизации на производителей и импортеров. Это может быть разовая плата за утилизацию при продаже каждого нового автомобиля или обязанность обеспечить рециклинг на собственных мощностях по ряду выпускаемых производителем моделей. Но, как показывает практика, продавцы и производители в любом случае закладывают эти расходы в конечную стоимость автомобиля. Платит покупатель.
Государство сфокусирует внимание на обновлении автобусного и грузового парка страны. Из бюджета могут быть выделены средства на программу утилизации грузовых автомобилей и автобусов. "По автобусам Минпромторг запрашивает 3,5 млрд рублей, на три года по 3,5 млрд рублей, по грузовым автомобилям - 7,4 млрд рублей в течение 3 лет начиная с 2012 года, есть также предложение аналогичного характера по сельхозтехнике", - уточнил Путин.