Налоговый режим для нефтянки обсуждается в правительстве. Новая концепция налогообложения нефтяной отрасли будет внесена в правительство в мае этого года, а изменения в налогообложение нефтяной отрасли ожидаются уже с 2012 г. Эксперты говорят о том, что экспорт сырой нефти по-прежнему выгоднее производства нефтепродуктов.
Как считают специалисты одной из наиболее влиятельных экспертных групп, Экономической экспертной группы (ЭЭГ), нефтепереработка в России невыгодна. Суммарная экспортная цена нефтепродуктов, получаемых в России из тонны нефти, стабильно ниже экспортной цены этой нефти, пишет "Независимая газета".
"Если же учесть еще стоимость дополнительных расходов на переработку, то оказывается, что ее результатом становится уменьшение ренты в среднем примерно на треть от стоимости исходного сырья. Это значит, что с экономической точки зрения переработка нефти в ее нынешнем состоянии приносит стране значительные убытки", — считает руководитель ЭЭГ Евсей Гурвич.
Самым последовательным сторонником наращивания экспорта сырой нефти из страны был во времена руководства ЮКОСом Михаил Ходорковский. Такого же мнения придерживался и тогдашний глава компании ТНК-BP Роберт Дадли.
"Чистые сырьевики" упирали на то, что мощности российских перерабатывающих отраслей устарели (отставание началось еще в 80-е), а для продажи нефтепродуктов на внешних рынках выгодно перерабатывать нефть на зарубежных заводах и продавать через собственные сети заправок. Эта логика подразумевает и импорт бензина из переработанной нефти назад в Россию, что обеспечивало бы прагматикам от нефтянки дополнительные барыши. Напомним, что по такому циклу завязаны на работу с Россией, например, белорусские НПЗ.
Правительство же пыталось стимулировать экспорт из России не только сырой нефти, но и нефтепродуктов. Было понятно, что сугубо отраслевая выгода вступает в противоречие с элементарными соображениями стратегической безопасности страны. Для стимулирования внутренней переработки были установлены пониженные экспортные ставки на экспорт нефтепродуктов.
Произведенные российскими НПЗ нефтепродукты поставляются за рубеж по более низким экспортным пошлинам. Светлые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, керосин) — порядка 70% от нефтяной, темные (мазут, гудрон) — около 38%. Однако это привело к некоторому росту поставок на экспорт мазута, который является продуктом первичной переработки. Более глубокая переработка по-прежнему выглядела не столь рентабельно.
Следующим этапом должно было стать внедрение так называемого "режима "60/66", то есть уравнивания пошлин на поставки нефтепродуктов до 66% от нефтяной и снижения пошлин на нефть до 60%. Это должно было снизить рентабельность экспорта мазута, стимулировать более высокую вторичную нефтепереработку и не обидеть нефтяников. Кроме того, за счет этого планировалось улучшить в стране ситуацию с ценами на мазут.
По планам Минэнерго, с 2012 г. на новых участках вместо НДПИ предлагалось ввести налог на дополнительный доход по ставке в 27%. А с 2013 г. — снизить максимальную ставку пошлины на нефть до 55%, а на нефтепродукты — унифицировать на уровне 60%.
Однако введение нового режима, запланированное на июнь текущего года, может быть отложено. Вопрос, по всей видимости, будет окончательно решаться в мае. При нынешнем уровне цен на нефть на мировых рынках экспорт мазута по-прежнему выгоднее вторичной переработки, которая требует инвестиций в производство.
В Минэнерго ожидают, что такой режим даст возможность инвестировать нефтекомпаниям в добычу. Но добыча без переработки лишь продляет перспективы экспортной ориентированности отрасли на сырую нефть. То есть ключевая цель при нынешних ценовых уровнях не достигается, хотя инвестиции в добычу также необходимы.
Напомним, впрочем, что для разработчиков новых месторождений и так создаются льготные условия. Сейчас НДПИ обнулен на шельфе и новых месторождениях Восточной Сибири.
При этом с 1 апреля 2011 г., следуя за мировыми ценами, экспортная таможенная пошлина на сырую российскую нефть повышается с $365 за тонну до $423,7 за тонну. Пошлина на льготных месторождениях Восточной Сибири и Северного Каспия увеличится с $150,4 за тонну до $191 за тонну. Сборы на светлые нефтепродукты увеличиваются с $244,6 за тонну до $283,9 за тонну, на темные — с $170,4 за тонну $197,9 за тонну.
Авторы правительственной стратегии-2020, ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, также подготовили предложения по реформе налоговой системы в нефтяной отрасли
По их мнению, для стимулирования нефтепеработки в стране, правительству необходимо отменить экспортные пошлины на нефтепродукты. Сначала пошлина на нефть должна быть снижена до уровня, который обеспечит приемлемую экономическую эффективность нефтепереработки. Параллельно должны расти ставки НДПИ и акцизы на нефтепродукты для компенсации отмены пошлин.
При этом НДПИ в регионах с повышенными расходами на разработку предлагается снижать. Рабочая группа согласна и с налогом на дополнительный доход вместо НДПИ, но только на новых месторождениях.
Еще одна рекомендация экспертов — введение налога на углерод. Этот сбор назван одним из заменителей экспортной пошлины, группа предлагает брать его с добывающих и продающих топливо компаний. Эксперты советуют начислять налог на тонну топлива, применяя расчетные коэффициенты выбросов CO2, пишут "Ведомости".
Одно из препятствий на пути развития российской нефтепереработки — также дисбаланс внешнего и внутреннего потребления нефтепродуктов, связанный с отсталостью отечественного автопарка и повышенными требованиями к бензину со стороны Евросоюза.
В России Аи-92 собираются отменить только в 2015 г., хотя ранее планировалось это сделать в 2011-м. Об отсрочке просили нефтяники, аргументируя это тем, что в РФ его потребление составляет свыше 60% от спроса на автобензины.
В Европе стандарты бензина давно опережают российские, хотя и там спрос на эту марку еще некоторое время будет. Вероятно, активность ЕС в деле постоянного изменения к требованиям к топливу призвана обеспечить не только и не столько экологическую чистоту, сколько сохранить устраивающую ЕС систему потребления сырой нефти из России.
На выбросы в большей степени влияют технологии двигателей и современных катализаторов, а не изменение качества топлива. А переход к производству более высоких классов бензина приводит к повышению выбросов CO2 у переработчиков.
Если все же пытаться поставлять в ЕС светлые нефтепродукты, необходим переход к более высоким классам бензина и, соответственно, инвестиции в переработку.
Впрочем, подвижки в автомобильной отрасли России и выход на рынок новых моделей, который приводит к обновлению автопарка страны, позволяет надеяться, что нефтяников все-таки вынудят заниматься глубокой переработкой нефти.