В понедельник вся наша судостроительная отрасль погрузилась в состояние некой растерянности: в интернет-версии одного из центральных изданий появилась заметка о том, что генеральный директор крупнейшей военной верфи, северодвинского "Севмаша", Николай Калистратов снят с должности. Через несколько часов выяснилось, что это сообщение — утка.
Тем не менее за несколько часов сообщение о снятии Калистратова с должности со ссылкой на издание процитировало множество региональных информационных агентств. Информация обрастала подробностями. Со ссылкой на источник в Объединенной судостроительной корпорации указывалось, что гендиректору ставится в вину срыв Гособоронзаказа 2010 года, в частности, задержка со сдачей атомных подводных лодок. Поток информации на эту тему прекратился только после официального опровержения пресс-службы предприятия.
Руководитель пресс-службы "Севмаша" Анастасия Никитинская сообщила Bigness. ru: "По-видимому, издание опубликовало просто непроверенную информацию. Николай Яковлевич продолжает свою работу в обычном режиме. Сегодня он вылетел в Мурманск для решения вопросов по МЛСП "Приразломная" и строящимся АПЛ. И вообще, решение об освобождении от должности генерального директора ОАО "ПО "Севмаш" может принять только совет директоров общества. Заседание совета директоров по данному вопросу не проводилось. Так что информация, опубликованная в ряде СМИ, действительности не соответствует".
Стоит добавить: не соответствует лишь на текущий момент. Сейчас Николай Калистратов действительно в командировке, решает различные производственные вопросы. Но, по информации, полученной нами в недрах ОСК (источник Bigness. ru очень просил не указывать его фамилию), заседание совета директоров "Севмаша" все-таки состоится 4 апреля. И, возможно, вопрос о прекращении трудового контракта с Калистратовым теоретически там действительно может быть рассмотрен. Так что тема еще не закрыта. Однако, по мнению многих специалистов той же ОСК, гендиректора "Севмаша" сейчас просто не за что снимать.
Николай Калистратов буквально накануне принял весьма деятельное участие в совещании под руководством президента России Дмитрия Медведева. На встрече с директорами промышленных предприятий президент обсуждал вопрос развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров для отечественной промышленности. Как один из вариантов решения проблемы было названо строительство жилья.
Как сообщили Bigness. ru в пресс-службе "Севмаша", по предложению председателя правительства Владимира Путина предприятие разрабатывает программу строительства жилых домов для корабелов. Это, по замыслу, станет хорошим стимулом для привлечения талантливых инженерных кадров на предприятие. В целом "Севмашу" не хватает семи тысяч квалифицированных работников. Чем еще привлечь специалистов, как не жильем?
А еще несколькими днями ранее на "Севмаше" состоялось выездное заседание межведомственной рабочей группы по контролю работ за созданием АПЛ. В заседании под руководством члена военно-промышленной комиссии при правительстве России Владимира Поспелова приняли участие более ста представителей Министерства обороны, промышленности, проектантов АПЛ.
"У нас в этом году тяжелейшая производственная программа — приводит пресс-служба слова Николая Калистратова, сказанные после совещания, — мы должны сдать ВМФ три атомные подлодки, а осенью отправить авианосец ВМС Индии "Викрамадитья" на испытания. По всем направлениям надо эффективно работать. Также поднимались вопросы срывов со стороны поставщиков при выполнении текущих заказов и перспективное обеспечение последующих".
Интересно, что судостроительные планы северодвинской верфи генеральный директор проектного бюро "Малахит" Владимир Пялов прокомментировал так: "Конечно, программа на этот год у "Севмаша" напряженная, но у меня нет сомнений, что предприятие справится".
Кстати, 1 марта на переоборудуемом для ВМС Индии авианосце "Викрамадитья" уже начались швартовные испытания. Достроечные работы вступили в завершающую стадию. Корабль постепенно насыщался оборудованием, механизмами, трубопроводами, кабелем, теперь все это необходимо проверить в различных режимах. Наиболее сложными и важными будут испытания главной энергетической установки.
Вторая масштабная задача — проверка комплексов радиоэлектронного вооружения, включая комплексы индийского производства, и авиационно-технических средств корабля. Конечная цель швартовных испытаний — подготовка систем и оборудования к следующему важному этапу — заводским ходовым испытаниям, когда авианосец выйдет в море, их планируется начать уже в конце 2011 года. Никто не сомневается, что испытания пройдут успешно. В общем, все претензии, которые могли бы быть выдвинуты Калистратову сейчас, вроде бы отпадают сами собой.
Кому же понадобилось "раскручивать" тему отставки гендиректора крупнейшей оборонной верфи в прессе? По-видимому, ответ на этот вопрос мы получим уже в ближайшие дни.