Реклама в интернете — новое направление или одно из уже имеющихся средств воздействия на аудиторию? Об изнанке интернет-проектов, тонкостях рекламных стратегий, виртуальном предпринимательстве рассказал "Правде.Ру" владелец крупнейшего интернет-сервиса статистики Liveinternet, создатель первого рейтинга русскоязычных страниц Facebook Герман Клименко.
— В Википедии написано о том, что ваш род деятельности — интернет-предприниматель. Вы согласны с тем, что вы интернет-предприниматель?
— Лет 10 назад, когда интернет только начинался, чтобы объяснить людям, что и в интернете можно зарабатывать деньги, появился термин интернет-предприниматель. Это была попытка объяснить людям, что это такое. На самом деле бизнес, что в интернете, что в реальной жизни, мало чем отличается. Сейчас найти людей, которые занимаются бизнесом, и не имеют отношения к интернету, то есть равного уровня притяжения, очень сложно.
На тот момент у меня была аудиторская фирма, а также я продвигал некие проекты в интернете. Тогда придумали такой термин, чтобы отделить людей в "малиновых пиджаках" от интеллигентных людей. Это лингвистическое разделение по большому счету очень практичное.
— Мне казалось, что предприниматели были в хороших пиджаках и в галстуках, а интернет-предприниматели - это молодые мальчишки в джинсах…
— И тогда слово предприниматель было смешным, потому что любой владелец киоска зарабатывал больше, чем любой бизнес в интернете. Всем хотелось быть предпринимателями. Но нельзя же сказать "я — бизнесмен", когда еще нет автомобиля, дачи, квартиры, поэтому появился термин интернет- предприниматель, который ходит в джинсиках, в рубашечке. На самом деле времена были смешные, денег в интернете почти не было, но зато просматривались большие перспективы развития.
— Когда вы начали баловаться интернетом?
— В 1998 году, как раз в самый кризис.
— Вы понимали, что это такое? Что это вам даст? Вы думали, что сможете там денег заработать и машину купить?
— У меня тогда была небольшая аудиторская фирма и не было рекламных площадей. Но при этом показалось, что я начну заниматься интернетом, буду рекламировать свою аудиторскую фирму, у меня все будет хорошо. Но в результате все закончилось тем, что у меня теперь масса-интернет проектов, а аудиторская фирма — как была средненькая, так и осталась.
— Я увидела ваше интервью, где вы пишете, что планируете полностью поменять модель продажи в интернете и заработать не много, а очень много денег.
— Здесь речь о том, что у нас в сети есть несколько отработанных систем продаж, то есть те, которые приносят деньги. Это контекстная система продажи рекламы, то, что делает Яндекс, Гугл акциз, Бегун. Попытки любых товарищей стать на эту нишу ранее заканчивались очень печально, потому что нет либо каких-то данных, либо каких-то объемов. И я сейчас пытаюсь встать в эту нишу, стать четвертой системой продаж и контекстной рекламы.
— Я понимаю, что там речь шла немножко о другом, потому что сейчас продается медийная реклама, баннеры конкретным рекламодателям. Вы говорили о том, что будете продавать рекламу аудитории, поскольку Liveinternet дает возможность получить полную информацию о посетителях и знать, какая реклама им будет интересна.
— В этом направлении мы продвинулись дальше Яндекса, Гугла и Бегуна. Мы можем определить не только то, что искал человек в поисковой системе, но также мальчик это или девочка, и его возраст. Это достаточно большая работа, и, знаете, когда мы знаем о человеке все, то можем таргетировать рекламу по достаточно качественному алгоритму. То есть если мы можем сказать о 90% посетителей сайта, кто они, то мы можем все что-угодно продавать.
— Недавно я встречалась с Олегом Волкошем, президентом Media Art Group. Он тоже говорит о том, что нужно понимать, кто пришел на сайт, что ему нужно и давать адресную рекламу. По-моему, получается большой колпак — когда мы включаем компьютер и нажимаем кнопку Enter, то все уже знают про нас все.
— Здесь на самом деле два вопроса. Первый — что вам приятней увидеть? Рекламу кубинских сигар или рекламу краски для волос? Человек ходит по магазинам, мы это видим. За день вы посетили три женских магазина — скорее всего, вы женщина, поэтому мы будем вам показывать женскую рекламу. То есть вы посетили три женских сайта, вы были на Клео. ру, на Еве. ру, у вас есть свой женский ресурс на Правде. ру. Не привязываясь к вам, мы показываем вам рекламу, которая соответствует вашему типажу поведения. Это называется поведенческая реклама.
Нюансы как раз заключаются в том, что нарушения какой-то частной жизни в принципе не происходит, за редким исключением. К примеру, когда банкир приходит на сайт, мы знаем, что его поисковые запросы — бухгалтерские и банковские. То есть мы даже можем по структуре посещаемых сайтов достаточно точно предсказывать его уровень дохода и соответственно показывать ему рекламу.
Но никто не отменяет мотивации человека. Если банкир находится на сайте знакомств, то показывать ему рекламу Межбанка или каких-то банковских аппаратов совершенно бесполезно. Соответственно, от контента много зависит. Никто не отменял правил общего поведения. Если человек зашел на новостной ресурс, мы видим, что в данный момент его интересуют новости и политика, или он читает раздел бизнес — его интересует экономика. Вообще, нужно давать все-таки ту рекламу, которая ориентирована на читаемый контекст.
— Ну, вы понимаете, что, если женщина зашла на сайт в поиска помады, это не значит, что ее не интересует прогноз погоды?
— Статистика говорит, что бессмысленно показывать рекламу другой тематики, когда люди уходят в иной сектор.
— Сейчас постоянно придумывают новые формы баннеров. Скажите, вот эта тенденция развития красоты господствует со всем мире? Или это плод фантазии наших дизайнеров?
— Человек — существо к всему привыкающее, соответственно только привыкли к баннерам — вот вам тизер, вот вам ричбаннер, и прочие радости… Недавно я увидел достаточно любопытную рекламу МТВ. Они начали рекламировать свои эфиры. Тут нюанс заключается в том что это реклама для тех, кто хочет купить эфирное время. На самом деле реклама в интернете распадается сейчас на две составляющие. Также интернет пытается скопировать модель телевидения, согласно которой реклама — это прерывающийся контент. Обычным сетевым рекламодателям, которые привыкли из поколение в поколение разрекламировать кока- колу, жвачки, все равно, куда мы повесим этот баннер — хоть сверху, хоть снизу. Люди пока только учатся зарабатывать. В интернете еще нет безумных денег, но инвесторы в принципе туда идут.
— Мы идем к тому, что интернет становится более простым и быстрым способом доставки информации к потребителю. Спасибо вам за интересный рассказ.