Японские машины в России не всплывут

Рухнет ли японская автопромышленность после катастрофы в марте? Какова дальнейшая судьба завода "Nissan"? Будет ли введен радиационный контроль автомобилей и установлены высокие таможенные пошлины на праворульные машины? Первый заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто ответил на вопросы, волнующие большинство автолюбителей.

Смотрите видеоинтервью

— Япония сегодня переживает самые ужасные времена в своей истории. Эта  ситуация привела к тому, что буквально все правительства  обсуждают сейчас проблемы безопасности атомной энергетики. Трагедия также затронула еще один огромный сектор, который оказывает большое влияние на всю автомобильную промышленность в мировом масштабе. Насколько я понимаю, японский автопром — один из самых крупных в мире. Я просто вчера в блогах увидела заголовок "Цунами выбросит утонувшие японские автомобили на российский рынок". Итак, что ждет нас в связи с трагедией в Японии?

— Ну, я бы не стал так драматизировать ситуацию с автопромом в Японии. То, что происходит в этой стране действительно ужасно, ужасно жалко этих людей, и всю страну, которая может сильно затормозиться в развитии из-за этого. Что касается автопрома, то она действительно является ведущей отраслью в экономике Японии, страна на сегодняшний день — третий мировой производитель автомобилей, который долгое время был вторым.

— А кто первый?

— Китайцы сейчас всех обогнали, вторыми идут американцы, на третьем месте — японцы. Но американцы впереди потому, что у них на территории очень много производств японских автомобилей. Япония сейчас производит в год 10-11 млн автомобилей. Это очень много. Для сравнения — Россия производит в год чуть больше миллиона автомобилей. К счастью, ни один автомобильный завод не оказался в зоне разрушений.

— Я читала в блогах, что один из японских аукционов оказался полностью разрушен…

— Это разные вещи. Я говорю про автомобильные заводы, все они целы. Единственно, на одном из заводов Nissan рухнула стена и задавила одного человека. Вот один человек все-таки погиб в автопроме и порядка тридцати раненых. На сегодняшний день часть заводов Nissan и Toyota остановлены. Из-за этих проблем, по всей стране в настоящее время проблемы с электроэнергетикой. Заводы — потребители крупные, они вынуждены были остановиться из-за того, что банально не хватало электричества, так как она нужна для каких-то других целей. Заводы, насколько я знаю, Suzuki, не пострадали вообще, работают, заводы Mazda работают, заводы Mitshubishi работают, Honda останавливалась, но тоже из-за электроэнергии.

— То есть это та ситуация, которую можно будет со временем преодолеть?

— Все эксперты надеются, что эта ситуация никак не скажется на общем производстве машин. Тут еще один момент есть — непонятна ситуация с заводами комплектующих, так как достаточное количество этих заводов пострадали. Все заводы, поставляющие коробки для Nissan пострадали, погибших нет, но они остановлены. Там ситуация с этими заводами не очень понятна, потому что самих заводов очень много. Я могу сказать, что в современном автомобиле примерно 20 тыс. деталей, и, как правило, у любого производителя — сотни поставщиков первого уровня, которые поставляют готовые узлы, и тысячи поставщиков мелочей, и кто там как пострадал, даже сами японцы сказать не могут. Они еще могут сказать, сколько погибло людей, плюс-минус 10 тыс. человек…

— А не сто тысяч?

— Ну вот, они там могут оценить, а уже тем более не могут сказать, что работает, что не работает. Но в принципе я ситуацию ужасной не вижу. Объясню, почему. Дело в том, что автопром это глобальная мировая отрасль экономики. Да, японцы делают 10-11 млн автомобилей в год только у себя в стране. Но во всем мире делается 20 млн японских автомобилей, потому что огромное количество заводов разбросано по всему миру- и сборочных заводов, и заводов по производству комплектующих. И поэтому говорить, что завтра с нашего рынка исчезнут японские автомобили, будут перебои с комплектующими или начнут резко расти цены — не стоит.

— Но без комплектующих будет сложно…

— Японцы в отличие от нас очень чтут качество. Если у них не будет какой-нибудь заглушки, то они просто не будут выпускать эту машину. Это не завод АЗЛК, который в свое время даже продавал машины без кресел. Но это только наше ноу-хау такое. Японцы, даже если не будет хотя бы одной заглушки, продавать машину не будут, не выпустят ее на рынок. Соответственно, если говорить о российском рынке — к нам поступают японские автомобили с трех направлений. Первое — машины чисто из Японии. Их не очень много. Несколько моделей поступают к нам напрямую с японского рынка. Могу сказать, что у Toyota только одна модель поступает чисто из Японии — это Toyota Prius. Продажи здесь небольшие — это гибридный автомобиль. Сюда идут все модели Suzuki, все модели Subaru, все модели Mazda, одна модель Mitsubishi — Lancer, а Nissan вообще никакой не поступает. Вот эти машины идут, которые не определяют рынок, но поступают в больших или меньших количествах. Замечу, это не лидеры продаж. Они приходят из Японии, но идут морем, где сроки доставки от 40 до 50 суток. То есть в ближайшее время вообще никаких проблем не будет, потому что идут ранее заказанные машины. Два месяца нам вообще беспокоиться не о чем. Я надеюсь, что за 45-50 суток японцы решат свои технологические проблемы и запустят заводы.

Второе направление поступлений — это два российских завода. Это завод Toyota, который под Питером делает Camry, и в Питере же завод Nissan, который делает три модели. Тут тоже проблем особенных нет. Третий вектор поступления — это европейские заводы. Те же Nissan и Toyota имеют заводы по всему миру. Самая популярная у нас Toyoya Corolla приходит в Россию из Турции. Наиболее популярный у нас Nissan Qashqai приходит из Англии. Mitshubishi L-200 к нам приходит из Таиланда. В общем, огромное количество заводов находится вне Японии, и они прекрасно снабжают весь мир своими моделями. Эти заводы в основном ориентированы на своих поставщиков комплектующих.

— То есть все эти заводы самодостаточны?

— У них есть свои поставщики — европейские и азиатские. Китай и Таиланд являются основными поставщиками комплектующих для всего мира. Там самые низкие цены и вполне нормальное качество. Поэтому я не ожидаю сильных потрясений от новых японских машин. Я надеюсь, что Японию перестанет трясти и все войдет в нужное русло. Сейчас очень трудно делать прогнозы.

— Тем не менее в блогах говорят уже, что цены выросли, уже на тысячу подняли, и пароходами сюда везут радиоактивные машины, утопленные машины…В России популярен рынок старых машин, весь Дальний Восток на них ездит и хочет дальше их покупать.

— В 2009 году у нас были введены драконовские пошлины на подержанные автомобили. До этого вал праворульных машин был просто гигантский — их вводили по 300 тыс. в год. Мы были для Японии рынком номер один по подержанным машинам. У них достаточно жесткие технические требования по автомобилям, и автомобиль старше пяти лет становится невыгодным в эксплуатации. Им надо их куда-то девать — в стране очень высокая цена утилизации, и они радостно сбрасывали все в Россию. Два года назад правительство фактически ввело запретительные пошлины на ввоз таких машин. С тех пор ввоз подержанных автомобилей из Японии, Европы и Америки упал в 20 с лишним раз. Цифра сейчас составляет 10-20 тыс. машин в год — это показатель на фоне общего прироста рынка — ничто. То есть эти машины вообще ничего не определяют на нашем рынке.

— Значит, вся Сибирь и Дальний Восток ездят на машинах, выпущенных до 2009 года.

— Да, Владивосток весь ездил на них. Оптовики из Омска и Новосибирска брали машины оптом и отправляли к себе. Это было реально дешево, можно было купить себе хорошую машину за небольшие деньги. Тогда доставками машин из Японии занимались тысячи людей. Порядка 40-50 тыс. жителей Владивостока доставляли машины из страны-закупкой, транспортировкой, логистикой, обслуживанием, растамаживанием, отправкой в Россию и так далее. Это был большой бизнес, но он практически умер с тех пор, как ввели новые таможенные пошлины.

— Интересно, чем эти люди сейчас занимаются?

Там осталась довольно большая сервисная сфера обслуживания, так как этот парк нужно поддерживать на плаву, завозить запчасти, например. Есть ввоз машин из Японии, но он штучный, под заказ.

— А радиоактивные или утопленные машины не могут завозиться из соседних Японии стран?

— Вектор давно перенаправился. Если до 2009 года Россия была основным рынком подержанных машин из Японии, то с тех пор все изменилось, поскольку мы закрыли этот въезд. Они начали отправлять свои машины в другие страны Юго-Восточной Азии — в Таиланд, Вьетнам, что-то уходит в Австралию. Россия для них уже не рынок. А блогеры распространяют страшилки. Какое-то количество японских машин будет идти, потому что все равно есть просто любители правого руля. При этом с осени у нас собираются в очередной раз ужесточить нормы ввоза и вообще запретить доставку праворульных машин Второе — то, что оттуда идет, идет под заказ через аукцион. Люди будут очень внимательно проверять машину. Третье — скорее всего, Россия введет радиационный контроль, как весь мир делает давно.

Что касается подержанных машин, то наши службы отличаются повышенной любовью к собиранию денег и придумыванию каких-то процедур. Года два назад они уже вводили на время фитосанитарную проверку японских машин, потом правда отменили ее по решению суда. Онищенко однозначно введет радиационный контроль. При этом самому купить датчик и проверить — не так дорого. Да и сами японцы будут заинтересованы, чтобы ничего зараженного из их страны не шло. Для них очень важен имидж страны.

— А что они будут делать со своими утопленными машинами? Они ведь по сути продаже не подлежат.

— Утопленные машины во всем мире утилизируют. Были несколько лет назад слухи, что после наводнения в Чехии и Германии в Россию везут оттуда "утопленников", но реальных фактов зарегистрировано не было. Может быть, были единичные случаи ввоза машин, например, из Нового Орлеана, но все это в пределах статистической погрешности. Если человек согласен ввезти праворульную машину, и заплатить высокую таможенную пошлину, значит, он отдает себе отчет, что машину нужно проверить вдоль и поперек. Найти признаки утопленника может человек, не имеющий вообще никакого образования. Элементарно снимается обшивка любой двери, и ты видишь, была ли там вода. Там масса полостей, и если туда попадала сырость — все. Так что никакого вала пострадавших "японцев" в стране не ожидается. Если какой-либо аукцион проколется в этом вопросе, с ним никто работать не будет — слишком высока конкуренция. Единичные случаи могут все-таки быть, но в пределах доли процента для страны это не проблема.

— Каковы вообще перспективы развития автомобильного рынка? Как соотносится количество машин с протяженностью дорог?

— Вообще, если говорить в среднем по России, то у нас крайне низкий показатель плотности дорог — порядка 40 км на 1000 кв. км площади. Для сравнения — в среднем по Европе этот показатель составляет 400 км. Но если сравнивать Европу и Московскую область, то у нас вполне сопоставимые показатели, мы еще и отстаем пока. У нас просто десять лет дороги почти не строились. Если правильно организовать движение — сюда еще вполне можно завозить машины. Сейчас в РФ резко активизировалось дорожное строительство, и, дай Бог, ситуация будет потихоньку исправляться, так как нужно этим вопросом заниматься. А по Японии ситуацию не нужно драматизировать, и вряд ли она как-то скажется на российском рынке. Да, ненадолго могут подорожать машины на вторичном рынке. Продавцы, пользуясь случаем, просто взвинтили цены, но вряд ли это продолжится долго.

— Спасибо за интересный рассказ.

Инна Новикова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.