Рухнет ли японская автопромышленность после катастрофы в марте? Какова дальнейшая судьба завода "Nissan"? Будет ли введен радиационный контроль автомобилей и установлены высокие таможенные пошлины на праворульные машины? Первый заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто ответил на вопросы, волнующие большинство автолюбителей.
— Япония сегодня переживает самые ужасные времена в своей истории. Эта ситуация привела к тому, что буквально все правительства обсуждают сейчас проблемы безопасности атомной энергетики. Трагедия также затронула еще один огромный сектор, который оказывает большое влияние на всю автомобильную промышленность в мировом масштабе. Насколько я понимаю, японский автопром — один из самых крупных в мире. Я просто вчера в блогах увидела заголовок "Цунами выбросит утонувшие японские автомобили на российский рынок". Итак, что ждет нас в связи с трагедией в Японии?
— Ну, я бы не стал так драматизировать ситуацию с автопромом в Японии. То, что происходит в этой стране действительно ужасно, ужасно жалко этих людей, и всю страну, которая может сильно затормозиться в развитии из-за этого. Что касается автопрома, то она действительно является ведущей отраслью в экономике Японии, страна на сегодняшний день — третий мировой производитель автомобилей, который долгое время был вторым.
— А кто первый?
— Китайцы сейчас всех обогнали, вторыми идут американцы, на третьем месте — японцы. Но американцы впереди потому, что у них на территории очень много производств японских автомобилей. Япония сейчас производит в год 10-11 млн автомобилей. Это очень много. Для сравнения — Россия производит в год чуть больше миллиона автомобилей. К счастью, ни один автомобильный завод не оказался в зоне разрушений.
— Я читала в блогах, что один из японских аукционов оказался полностью разрушен…
— Это разные вещи. Я говорю про автомобильные заводы, все они целы. Единственно, на одном из заводов Nissan рухнула стена и задавила одного человека. Вот один человек все-таки погиб в автопроме и порядка тридцати раненых. На сегодняшний день часть заводов Nissan и Toyota остановлены. Из-за этих проблем, по всей стране в настоящее время проблемы с электроэнергетикой. Заводы — потребители крупные, они вынуждены были остановиться из-за того, что банально не хватало электричества, так как она нужна для каких-то других целей. Заводы, насколько я знаю, Suzuki, не пострадали вообще, работают, заводы Mazda работают, заводы Mitshubishi работают, Honda останавливалась, но тоже из-за электроэнергии.
— То есть это та ситуация, которую можно будет со временем преодолеть?
— Все эксперты надеются, что эта ситуация никак не скажется на общем производстве машин. Тут еще один момент есть — непонятна ситуация с заводами комплектующих, так как достаточное количество этих заводов пострадали. Все заводы, поставляющие коробки для Nissan пострадали, погибших нет, но они остановлены. Там ситуация с этими заводами не очень понятна, потому что самих заводов очень много. Я могу сказать, что в современном автомобиле примерно 20 тыс. деталей, и, как правило, у любого производителя — сотни поставщиков первого уровня, которые поставляют готовые узлы, и тысячи поставщиков мелочей, и кто там как пострадал, даже сами японцы сказать не могут. Они еще могут сказать, сколько погибло людей, плюс-минус 10 тыс. человек…
— А не сто тысяч?
— Ну вот, они там могут оценить, а уже тем более не могут сказать, что работает, что не работает. Но в принципе я ситуацию ужасной не вижу. Объясню, почему. Дело в том, что автопром это глобальная мировая отрасль экономики. Да, японцы делают 10-11 млн автомобилей в год только у себя в стране. Но во всем мире делается 20 млн японских автомобилей, потому что огромное количество заводов разбросано по всему миру- и сборочных заводов, и заводов по производству комплектующих. И поэтому говорить, что завтра с нашего рынка исчезнут японские автомобили, будут перебои с комплектующими или начнут резко расти цены — не стоит.
— Но без комплектующих будет сложно…
— Японцы в отличие от нас очень чтут качество. Если у них не будет какой-нибудь заглушки, то они просто не будут выпускать эту машину. Это не завод АЗЛК, который в свое время даже продавал машины без кресел. Но это только наше ноу-хау такое. Японцы, даже если не будет хотя бы одной заглушки, продавать машину не будут, не выпустят ее на рынок. Соответственно, если говорить о российском рынке — к нам поступают японские автомобили с трех направлений. Первое — машины чисто из Японии. Их не очень много. Несколько моделей поступают к нам напрямую с японского рынка. Могу сказать, что у Toyota только одна модель поступает чисто из Японии — это Toyota Prius. Продажи здесь небольшие — это гибридный автомобиль. Сюда идут все модели Suzuki, все модели Subaru, все модели Mazda, одна модель Mitsubishi — Lancer, а Nissan вообще никакой не поступает. Вот эти машины идут, которые не определяют рынок, но поступают в больших или меньших количествах. Замечу, это не лидеры продаж. Они приходят из Японии, но идут морем, где сроки доставки от 40 до 50 суток. То есть в ближайшее время вообще никаких проблем не будет, потому что идут ранее заказанные машины. Два месяца нам вообще беспокоиться не о чем. Я надеюсь, что за 45-50 суток японцы решат свои технологические проблемы и запустят заводы.
Второе направление поступлений — это два российских завода. Это завод Toyota, который под Питером делает Camry, и в Питере же завод Nissan, который делает три модели. Тут тоже проблем особенных нет. Третий вектор поступления — это европейские заводы. Те же Nissan и Toyota имеют заводы по всему миру. Самая популярная у нас Toyoya Corolla приходит в Россию из Турции. Наиболее популярный у нас Nissan Qashqai приходит из Англии. Mitshubishi L-200 к нам приходит из Таиланда. В общем, огромное количество заводов находится вне Японии, и они прекрасно снабжают весь мир своими моделями. Эти заводы в основном ориентированы на своих поставщиков комплектующих.
— То есть все эти заводы самодостаточны?
— У них есть свои поставщики — европейские и азиатские. Китай и Таиланд являются основными поставщиками комплектующих для всего мира. Там самые низкие цены и вполне нормальное качество. Поэтому я не ожидаю сильных потрясений от новых японских машин. Я надеюсь, что Японию перестанет трясти и все войдет в нужное русло. Сейчас очень трудно делать прогнозы.
— Тем не менее в блогах говорят уже, что цены выросли, уже на тысячу подняли, и пароходами сюда везут радиоактивные машины, утопленные машины…В России популярен рынок старых машин, весь Дальний Восток на них ездит и хочет дальше их покупать.
— В 2009 году у нас были введены драконовские пошлины на подержанные автомобили. До этого вал праворульных машин был просто гигантский — их вводили по 300 тыс. в год. Мы были для Японии рынком номер один по подержанным машинам. У них достаточно жесткие технические требования по автомобилям, и автомобиль старше пяти лет становится невыгодным в эксплуатации. Им надо их куда-то девать — в стране очень высокая цена утилизации, и они радостно сбрасывали все в Россию. Два года назад правительство фактически ввело запретительные пошлины на ввоз таких машин. С тех пор ввоз подержанных автомобилей из Японии, Европы и Америки упал в 20 с лишним раз. Цифра сейчас составляет 10-20 тыс. машин в год — это показатель на фоне общего прироста рынка — ничто. То есть эти машины вообще ничего не определяют на нашем рынке.
— Значит, вся Сибирь и Дальний Восток ездят на машинах, выпущенных до 2009 года.
— Да, Владивосток весь ездил на них. Оптовики из Омска и Новосибирска брали машины оптом и отправляли к себе. Это было реально дешево, можно было купить себе хорошую машину за небольшие деньги. Тогда доставками машин из Японии занимались тысячи людей. Порядка 40-50 тыс. жителей Владивостока доставляли машины из страны-закупкой, транспортировкой, логистикой, обслуживанием, растамаживанием, отправкой в Россию и так далее. Это был большой бизнес, но он практически умер с тех пор, как ввели новые таможенные пошлины.
— Интересно, чем эти люди сейчас занимаются?
— Там осталась довольно большая сервисная сфера обслуживания, так как этот парк нужно поддерживать на плаву, завозить запчасти, например. Есть ввоз машин из Японии, но он штучный, под заказ.
— А радиоактивные или утопленные машины не могут завозиться из соседних Японии стран?
— Вектор давно перенаправился. Если до 2009 года Россия была основным рынком подержанных машин из Японии, то с тех пор все изменилось, поскольку мы закрыли этот въезд. Они начали отправлять свои машины в другие страны Юго-Восточной Азии — в Таиланд, Вьетнам, что-то уходит в Австралию. Россия для них уже не рынок. А блогеры распространяют страшилки. Какое-то количество японских машин будет идти, потому что все равно есть просто любители правого руля. При этом с осени у нас собираются в очередной раз ужесточить нормы ввоза и вообще запретить доставку праворульных машин Второе — то, что оттуда идет, идет под заказ через аукцион. Люди будут очень внимательно проверять машину. Третье — скорее всего, Россия введет радиационный контроль, как весь мир делает давно.
Что касается подержанных машин, то наши службы отличаются повышенной любовью к собиранию денег и придумыванию каких-то процедур. Года два назад они уже вводили на время фитосанитарную проверку японских машин, потом правда отменили ее по решению суда. Онищенко однозначно введет радиационный контроль. При этом самому купить датчик и проверить — не так дорого. Да и сами японцы будут заинтересованы, чтобы ничего зараженного из их страны не шло. Для них очень важен имидж страны.
— А что они будут делать со своими утопленными машинами? Они ведь по сути продаже не подлежат.
— Утопленные машины во всем мире утилизируют. Были несколько лет назад слухи, что после наводнения в Чехии и Германии в Россию везут оттуда "утопленников", но реальных фактов зарегистрировано не было. Может быть, были единичные случаи ввоза машин, например, из Нового Орлеана, но все это в пределах статистической погрешности. Если человек согласен ввезти праворульную машину, и заплатить высокую таможенную пошлину, значит, он отдает себе отчет, что машину нужно проверить вдоль и поперек. Найти признаки утопленника может человек, не имеющий вообще никакого образования. Элементарно снимается обшивка любой двери, и ты видишь, была ли там вода. Там масса полостей, и если туда попадала сырость — все. Так что никакого вала пострадавших "японцев" в стране не ожидается. Если какой-либо аукцион проколется в этом вопросе, с ним никто работать не будет — слишком высока конкуренция. Единичные случаи могут все-таки быть, но в пределах доли процента для страны это не проблема.
— Каковы вообще перспективы развития автомобильного рынка? Как соотносится количество машин с протяженностью дорог?
— Вообще, если говорить в среднем по России, то у нас крайне низкий показатель плотности дорог — порядка 40 км на 1000 кв. км площади. Для сравнения — в среднем по Европе этот показатель составляет 400 км. Но если сравнивать Европу и Московскую область, то у нас вполне сопоставимые показатели, мы еще и отстаем пока. У нас просто десять лет дороги почти не строились. Если правильно организовать движение — сюда еще вполне можно завозить машины. Сейчас в РФ резко активизировалось дорожное строительство, и, дай Бог, ситуация будет потихоньку исправляться, так как нужно этим вопросом заниматься. А по Японии ситуацию не нужно драматизировать, и вряд ли она как-то скажется на российском рынке. Да, ненадолго могут подорожать машины на вторичном рынке. Продавцы, пользуясь случаем, просто взвинтили цены, но вряд ли это продолжится долго.
— Спасибо за интересный рассказ.