Следственный комитет (СК) РФ вынес на общественное обсуждение законопроект, согласно которому в стране может быть введен институт уголовной ответственности юридических лиц. Сажать в тюрьму юрлиц не получится, однако наличие судимости накладывает определенные ограничения на ведение деятельности и обеспечивает пристальное внимание со стороны надзорных органов.
Нынешний Уголовный кодекс не предполагает ответственности юрлиц за совершение преступлений. Санкции определены в кодексе об административных правонарушениях. В частности, ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) устанавливает ответственность юридического лица за причастность к преступлениям, предусмотренным ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и ст. 291 УК РФ (дача взятки).
Отвечают же уголовно лица физические, которые, по мнению следствия, непосредственно принимают то или иное участие в совершении преступлений, связанных с действиями корпораций. При этом за решетку зачастую идут разного рода зитц-председатели и просто "стрелочники", конечные бенефециары избегают преследования. А сама юридическая организация проходит по административному кодексу.
Глава СК РФ считает необходимым исключить из Кодекса РФ об административных правонарушениях положения, предусматривающие ответственность юридических лиц за причастность к преступлениям (на начальном этапе за исключением налоговых преступлений), оставив в кодексе только положения об ответственности юридических лиц за административные правонарушения.
Вместо этого предлагается ввести в Уголовный кодекс РФ институт мер уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.
Как отмечает в комментарии к законопроекту председатель СК РФ Александр Бастрыкин, в последние годы в России наблюдается стремительный рост преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц.
"Масштаб данного явления в настоящее время позволяет говорить о том, в России сформировался качественно новый вид преступности — преступность юридических лиц (зарубежный аналог данного термина "преступность корпораций" или "корпоративная преступность")", — говорится в комментарии главы СК.
На Западе такая практика квалифицируется как корпоративная преступность. Например, в США к ним относят три типа преступных деяний: подделки и изготовление контрафактной продукции, растраты и хищения, мошенничества. А ФБР вообще выделяет 11 категорий таких преступлений.
Глава СКП считает, что этот вид преступности представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота.
"В частности, он оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность России, что обуславливает отток из страны капитала. Преступность юридических лиц дестабилизирует и фундаментальные факторы экономики, что опосредованно способствует спаду основных экономических показателей, в том числе росту инфляции, снижению производства, перемещению капитала в теневой сектор экономики", — отмечает Бастрыкин.
Согласно законопроекту, юридическое лицо считается причастным к совершению преступления в случае совершения преступления в интересах юридического лица лицом, выполняющим в нем управленческие функции либо осуществляющим в нем фактическое руководство.
А также в случае использования юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления лицом, выполняющим в нем управленческие функции либо осуществляющим в нем фактическое руководство, в том числе финансирования преступления с использованием денежных средств или расчетных счетов юридического лица, заключения сделок от имени юридического лица для облегчения совершения или сокрытия преступления или имущества, полученного в результате совершения преступления.
Однако если осудить юридическое лицо в принципе возможно, то наказание в виде лишения свободы для корпорации невозможно. Поэтому в ход пойдут такие санкции, как предупреждение, штраф, лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, лишение права заниматься определенным видом деятельности (на срок от года до пяти лет), запрет на осуществление деятельности на территории России, принудительная ликвидация.
В ряде западных стран применяется также конфискация имущества, помещение под судебный надзор и различные формы ограничения деятельности.
Все это меры вполне административного характера, однако имеется "уголовное" новшество — признание юридического лица причастным к преступлению на основании решения суда повлечет для него правовое последствие в виде судимости на определенный срок.
Эта судимость будет учитываться при повторных правонарушениях, должна приниматься во внимание органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Наличие судимости позволяет пересмотреть периодичность проведения проверок деятельности юридического лица органами государственного контроля (надзора), а также органами муниципального контроля.
Деятельность таких юридических лиц, осуществляемая ими в сфере, в которой было совершено преступление, будет проверяться в порядке плановой проверки раз в год, а не в три года, как это предусмотрено в настоящее время.
Вряд ли предполагаемые новеллы позволят соответствующим органам доставать организаторов преступлений. Но они могут усложнить жизнь собственно корпорациям, которые являются инструментами для осуществления подобной незаконной деятельности. В свою очередь, это может привести к очередному "творческому" взрыву в области создания фирм-однодневок.
Согласно законопроекту, после вынесения добровольная ликвидация или реорганизация юрлица, а также отчуждение акций или долей зависимых обществ и недвижимого имущества становятся невозможными. Суд также вправе признать недействительными сделки осужденного юрлица, говорится в законопроекте. Впервые причастные к преступлению компании могут освобождаться от ответственности в тех случаях, если они будут способствовать расследованию, возместят причиненный ущерб или "иным образом загладят вред, возникший в результате совершенных ими действий".
Именно таким образом уходят от ответственности корпорации на Западе. Отсюда почти стопроцентная практика досудебного урегулирования споров с миллионными и миллиардными выплатами.
Возникает вопрос сбалансированного применения уголовной ответственности в отношении корпораций. Например, уголовное преследование в отношении крупного производства, на котором заняты тысячи человек, с разорительными штрафами и ограничением деятельности будет просто убийственным. В этом смысле можно говорить о появлении нового инструмента в сфере передела бизнеса.
Примечательна и оперативность в вопросе принятия законопроекта. Он может вступить в силу уже с 1 июня 2011 года.