События в Ливии наносят удар экономическим интересам России. И если российские сырьевики, работающие в этой стране, еще могут лелеять надежды на участие в проектах, то потери "Рособоронэкспорта" по контрактам с Джамахирией составят свыше $4 млрд. В случае победы западной коалиции этот рынок для российского оружия будет закрыт.
Что касается работы непосредственно на территории Ливии, то здесь наиболее активно действуют три российские компании — "Татнефть", "Газпром" и РЖД. Офис в стране есть у "Стройтрансгаза".
"Татнефть" работает в стране на протяжении 6 лет. Компания получила концессию на разработку нефтяного блока в районе Гадамис (блок 82-4) и выиграла права на 3 нефтяных блока в бассейнах Гадамис и Сирт. Российская компания участвует в проектах на условиях соглашения о разделе продукции с Национальной нефтяной корпорацией Ливии (NOC). Только в 2009 г. она инвестировала в проекты $43 млн.
В 2007 г. в результате обмена активами с компанией BASF "Газпром" получил 49% в нефтяных концессиях С96 и С97. Согласно подписанному в 2008 г. меморандуму о сотрудничестве с Национальной нефтяной корпорацией Ливии (NOC), "Газпром" смог принимать участие в тендерах на разработку месторождений, напоминает РБК Daily.
Компания получила право на проведение геологоразведочных работ на лицензионных участках №19 и №64. В середине февраля российский газовый монополист объявил о покупке у итальянской Eni доли в ливийском нефтяном проекте Elephant (16,5%) за $163 млн. Форс-мажор наверняка остановит эту сделку.
Однако судьба Ирака и работавшего там "Лукойла" позволяют предположить, что сырьевикам, возможно, предложат вернуться, только на существенно худших условиях. Вот и глава Минэнерго РФ Сергей Шматко заявил, что Россия рассчитывает на защиту своих экономических интересов в Ливии при любом развитии ситуации в этой стране, пишет The Moscow Post.
Так как захват Ливии сходу оппозиционерами не получился, стоящие за мятежниками силы решили их легализовать и придать восставшим более-менее государственный вид. Почта и телеграф в нынешних условиях не очень принципиальны, поэтому ливийский оппозиционный переходный Национальный совет учредил собственную нефтяную компанию (на смену вышеуказанной NOC) и еще один центральный банк страны, сообщает Bloomberg.
ОАО РЖД также имело подряд на строительство 500-километровой дороги Сирт — Бенгази, современной скоростной (до 250 км/ч) железной дороги, проходящей вдоль побережья Средиземного моря и соединяющей крупные города страны. Стоимость проекта — 2,2 млрд евро. Для его реализации запущен рельсосварочный завод в городе Рас-Лануф.
Что касается экспорта российского вооружения, то глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов оценил потенциальные потери в $4 млрд, Впрочем, доступ к контрактам Россия получила только после того, как аннулировала оставшийся с советских времен государственный долг Ливии в размере $4,6 млрд.