В последние годы компания "Мазда" стала активно продвигать свою продукцию на российском рынке. По прогнозам экспертов из ассоциации производителей, Россия к 2013-2015 году вернется к докризисному спросу на автомобили. О ближайших планах японской компании рассказал "Правде.ру" президент и генеральный директор ООО "Мазда Мотор Рус" Йорг Шрайбер.
— Прежде всего, редакция интернет-издания "Правда.Ру" хотела бы выразить свои соболезнования жертвам стихийного бедствия в Японии и сказать слова поддержки японскому народу в это нелегкое для него время испытаний. Известно, что некоторые производители автомобилей в Японии понесли потери во время землетрясения и цунами. В какой степени стихийное бедствие затронуло автомобильный концерн "Мазда"?
— По имеющейся у нас информации, поступившей из центрального офиса компании, никаких прямых повреждений на заводе нет. Завод "Мазда" расположен в 1000 километров расстояния от места землетрясения. Никто из наших сотрудников не пострадал. Но, тем не менее, пострадали некоторые дилеры и ряд наших поставщиков, которые обслуживают не только "Мазду", но и ряд других японских компаний. Там были потери. Погибли люди. Естественно, среди пострадавших были и родственники наших сотрудников.
— "Мазда" сегодня является пятым по величине автопроизводителем Японии. Какова история вашего концерна?
— Компании уже больше 90 лет, и у нас довольно состоятельный опыт в плане автомобильного производства. Завод "Мазда" располагается в городе Хиросима, и потому у нас особое отношение к тому, что происходит в районе поврежденных АЭС. Наши люди выросли в Хиросиме, они сумели преодолеть кошмар атомной бомбардировки, они заново построили свой город и завод, в том числе. Так что народ, переживший такие испытания, в частности, наш персонал, оказывает сегодня поддержку соотечественникам, насколько это возможно.
— Как мировой финансовый кризис отразился на коммерческой деятельности "Мазды"? Насколько серьезными были потери и как вы выходили из кризиса? Проводит ли "Мазда" снижение цен, или же пытается сохранить свои позиции, расширяя сегменты рынка?
— Кризис сказался на автомобильном производстве, прежде всего, резким сокращением спроса на продукцию, так что первоочередной задачей в тех условиях было обеспечить поступление денежных средств. В России в это время, и это не секрет, были очень большие стоки и у нас, и у других автомобильных производителей. Так что 2009-й финансовый год был для нас, как и для остальных производителей, временем финансовых потерь. Но уже следующий 2010-й финансовый год мы завершаем с прибылью. Суммы, правда, не рекордные, но достаточно солидные.
Прямой ответ на кризис — это не изменение цикла или модельного ряда. Потому что модельный ряд формируется в течение иных временных циклов, рассчитанных на 5-6 лет вперед. Так что мы не меняли своих планов, продолжали инвестиции в создание нового продукта, новых моделей, чтобы по мере выхода из кризиса, развивать свой бизнес, поставляя на рынок новейшую продукцию.
— Сколько времени вам понадобилось на формирование дилерской сети в России? И по какому принципу она строится?
— Мы еще не закончили этот процесс, каждый месяц, каждый квартал мы наращиваем новых дилеров. Начинали там, где самый большой спрос. В крупных городах — Москва, Санкт-Петербург. Там 2-3 дилера занимались продажами "Мазды", еще до открытия нашего представительства. Там спрос на продукцию "Мазды" был намного больше, и, соответственно, мы начали с центральной части России, а потом уже охватили Поволжье, Свердловскую область и постепенно освоили все крупные города-миллионники.
В последние 2-3 года мы начинаем проникать в города поменьше, все дальше продвигаемся на восток. Сейчас наш самый восточный дилер находится в Иркутске, но, очевидно, там Россия еще не кончается, и мы намерены двигаться дальше, на Дальний Восток. На сегодняшний день у "Мазды" в России 55 дилерских точек. Так что нам есть чем заниматься, чтобы иметь 100 дилерских точек. Хотя все зависит от общего состояния рынка, и если мы вернемся (а никто не сомневается в том, что Россия вернется к тем вершинам спроса, которые существовали до кризиса, рынок был до трех миллионов автомобилей), — тогда нам следует расширяться. Но если рынок составляет всего миллион автомобилей, то тогда столько дилеров не нужно. Однако прогнозы и правительства, и ассоциации производителей сходятся на том, что через 2-3 года, то есть к 2013-2015 году, в России будет рынок, который по минимуму на 50% вырастет, и, следовательно, нам потребуется расширять дилерскую сеть.
— Где сегодня собирают машины для российского рынка? Наших читателей, которые вполне могут стать вашими потенциальными клиентам, очень интересует этот вопрос.
— 95% всех автомобилей "Мазда" для российского рынка собирается в Японии. И одна модель поступает из Таиланда. Это пикап "ВТ-50", он собирается там на нашем заводе. Можно сказать, что 95-96% всех автомобилей непосредственно производятся в самой Японии.
— Были слухи, что "Мазда" сворачивает свое производство в США, переносит часть производства в Мексику. В связи с эти возникает вопрос: нет ли у вашего концерна планов, построить свой завод в России?
— Не секрет, что компания занимается изучением этого вопроса. Были соответствующие заявления нашего руководства, мы очень тщательно изучаем ситуацию на таких крупных рынках, как Индия, Бразилия или Россия. Но этот процесс не совсем закончен, он находится на стадии анализа. С вашей точки зрения было бы хорошо, если бы у нас представилась такая возможность в будущем. Но это решение глобального характера. И "Мазда" пока не готова к его реализации.
— Какая модель "Мазды" пользуется сегодня наибольшей популярностью в России? Сохраняется ли ажиотажный спрос на ваши хэтчбэки, такие как Mazda3 или Mazda6?
— Сложно сказать. Большим спросом пользуются все наши автомобили, но если посмотреть сегментацию рынка там, где наибольший спрос по всему ряду, то, конечно, по объемам это Mazda3, Mazda6, СХ-7. Особой популярностью в России пользуется Mazda6. Эта модель как раз больше всего подходит к вашим нуждам. В своем сегменте она занимает очень большую долю, и это хорошо. Если верить тем исследованиям рынка, которые делаются, то на вопрос, какие модели ассоциируются у российских клиентов с брендом "Мазда", тут же приходят ответы: Mazda6 и Mazda3, это первая двойка, потом СХ-7. В такой очередности. Но Mazda6 — это сильная модель, и она, кстати, очень заметна на московских улицах.
— Кто является в России основными покупателями ваших автомобилей? Какая возрастная категория? Их социальное положение? Есть ли у вас служба, которая занимается мониторингом российской клиентуры "Мазды"?
— Наш клиент достаточно молодой. Он семейный человек, с высшим образованием, доходом выше среднего уровня. У нас очень хороший клиент, который стремится к тому, чтобы отличаться, ехать на красивом автомобиле, который доступен ему по цене. Скажем, это средний класс, перспективное поколение. Это вполне нормально воспринимается в бизнес-среде, где глава семьи едет на крутом автомобиле класса "люкс", а жена и дети ездят на "Мазде". Это очень достойно и красиво сочетается.
Что касается мониторинга клиентуры — это азбука нашего бизнеса. Так сложилось, что наш дизайн, наши автомобили пользуются большей популярностью среди молодых людей, и мы стараемся сохранять у них этот интерес к нашим моделям. "Мазда" как бренд тоже хочет оставаться молодой. По крайней мере, молодой душой, несмотря на 90-летний возраст компании.
— Существует ли в компании "Мазда" жесткий временной регламент по доставке запчастей для осуществления гарантийного ремонта? Как вы решаете вопрос с поставками запчастей: этим занимаются дилеры или вы располагаете складом в России?
— Временные рамки устанавливаются законом. В течение определенного периода времени компания просто обязана осуществить этот ремонт. В противном случае вступает в силу закон о защите прав потребителей, который строго спрашивает с нарушителей. С момента создания представительства "Мазды" в России мы непосредственно импортируем необходимые запчасти, минуя услуги посредников или дилеров. Этот процесс у нас отлажен. Помимо этого мы строим склад запчастей в Москве, который вступит в строй в этом году. У нас уже есть склад под Москвой, он не совсем наш. Сегодня оттуда мы с нашим партнером контролируем процесс. Поставки бывают два раза в день, а срочные поставки осуществляются даже воздухом. Словом, делаем все что нужно, чтобы в сроки поставить запасные части.
— Как вы контролируете качество работы ваших дилеров в России? Что предпринимается "Маздой" для улучшения качества обслуживания клиентов в дилерских центрах? Как рассматриваются жалобы покупателей на сотрудников ваших представительств и какие меры принимаются?
— Иногда возникают определенные проблемы, между продавцом и покупателем, что неизбежно в любой торговой категории. Естественно, мы пристально отслеживаем любые коллизии, которые могут возникнуть в ходе приобретения автомобилей "Мазда". У нас действует "горячая линия", по которой можно напрямую обратиться к нам. Кроме того, мы много работаем с нашими дилерами, обучаем их. Мы считаем, что человеческие отношения всегда должны стоять на первом месте. Потому что не так важно, что купил и сколько денег заплатил человек, а куда важнее, как он там себя чувствовал, захочет ли он к нам вернуться, захочет ли он посоветовать своим близким и друзьям, что лучше всего, с различных точек зрения, в том числе и торгового сервиса, приобретать продукцию "Мазды". Нам ясно, что клиент не станет делать серьезного отличия между производителем продукции и дилером, потому что он видит на офисе дилера бренд "Мазда" и для него это главное. Он считает, каков бренд — таков и дилер. Поэтому у нас разработан целый комплекс мер, через который мы пытаемся не просто мониторить деятельность дилеров, но и значительно улучшить их работу. Мы опрашиваем наших клиентов, стараясь объективно оценивать, как работают с нашим брендом. Стараемся не доводить дело до экстремальной ситуации, но если она все же возникает, мы расстаемся с таким дилером. В России был бурный рост спроса на иномарки и сейчас он сохраняется. Работа дилера непростая. Это навыки, которые нужно отрабатывать в течение многих-многих лет. И это не выглядит так, что ты однажды отстроил работу и дальше все будет хорошо. Этим нужно заниматься постоянно, каждый день. Поэтому работа с нашими дилерами — это, если хотите, краеугольный камень нашего бизнеса.
— Какими новыми хитами "Мазда" собирается поразить посетителей международных автосалонов в этом году?
— Вопрос достаточно глобальный, давайте лучше поговорим о России, чего ждать российским покупателям от автомобилей компании "Мазда". Недавно в Женеве компания показала два новых концепта "Шинари" и "Минаги".
"Минаги" — очень интересный концепт для российского рынка. Это компактный внедорожник, очень красивый. Это уже готовая версия, которая будет представлена в сентябре на автосалоне во Франкфурте. Именно эта модель появится в России к концу года. Также мы ожидаем к концу года новую модель пикапа BT-50. Также поступят на российский рынок спецверсии Mazda6, Mazda3, которые придут к нам уже весной. Это спортивные модели с новыми, очень симпатичными опциями, и они также отличаются по внешнему облику.
— Господин Шрайбер, благодарим вас за столь исчерпывающие ответы, которые помогут нашим читателям ближе узнать российские возможности автомобилей популярной японской компании "Мазда".