В России вновь вспомнили об идее строительства энергомоста "Хабаровский край — Сахалин — Япония". Японская экономика пострадала от стихийных бедствий, в связи с авариями на АЭС в стране будет ощущаться дефицит электроэнергии. В РФ уже успели обсудить все варианты энергетического сотрудничества — от увеличения поставок газа до экспорта электроэнергии.
Интересно, что идею прокладки энергокабеля вице-премьер Игорь Сечин озвучил уже на следующий день после того, как Япония подверглась землетрясениям и цунами. При этом были названы и сроки строительства (два года), и возможные объемы поставок электроэнергии с Дальнего Востока (6 тыс. МВт).
О проекте строительства энергомоста в Японию впервые заговорили в 1998 году. В 2003 году РАО "ЕЭС России" подписало с японской Sumitomo Corp. протокол о сотрудничестве, была озвучена предварительная оценка проекта в $1,9 млрд. Однако дальше дело не пошло. Также существовал подобный проект прокладки кабеля в Финляндию.
Как сообщил полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Виктор Ишаев, стоимость проекта оценивается в 186 млрд руб. (порядка $6,5 млрд).
Для реализации проекта предлагается даже строительство двух угольных ТЭС совокупной мощностью 2 тыс. МВт, которые могут быть введены в строй в 2017 году. При этом на 50% это планируется сделать за бюджетные средства. Еще 30% предлагается привлечь в виде кредитов и 20% осуществить за счет средств "РАО ЭС Востока".
Япония занимает 4-е место в мире по объемам энергопотребления, а по структуре энергопотребления обеспечивает только 29% своей энергии за счет собственной ядерной генерации. Остальную энергию страна фактически импортирует в виде энергоносителей. Страна восходящего солнца является крупнейшим в мире импортером сжиженного газа.
После остановки атомных реакторов, по всей видимости, произойдет увеличение спроса на сжиженный природный газ. В РФ тотчас предложили свой вариант удовлетворения японского спроса.
Владимир Путин на совещании по ТЭК предложил Японии войти в реализацию проектов по добыче на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. "Но это все потребует времени", — заметил премьер. Если нужна оперативная реакция, можно было бы увеличить поставки природного газа в Европу, высвободив объемы СПГ для Японии — до 4 млн т за 100 дней. "Такая масштабная разменная операция России и стран Евросоюза может оказать реальную помощь Японии", — отметил глава правительства.
Такой вариант является достаточно удобным для России, которая испытывает недостаток в мощностях по производству СПГ. На крупнейшем в стране и ближайшем к Японии "Сахалине-2" практически весь годовой объем в 10 млн т уже законтрактован.
Обмен с Европой выглядит как предложение освободить для "Газпрома" позиции на по-прежнему крупнейшем для концерна внешнеторговом рынке. Положение концерна подрывают избыточные объемы СПГ, которые покупаются на биржах и вынуждают газовую монополию идти на скидки европейцам.
При этом катарский газ, который и обвалил цены в Европе, мог бы пойти в Японию. Впрочем, готовность Японии потреблять больше находится в прямой зависимости от возможностей регазификационных терминалов в самой стране. А у них определенно есть пределы…
Поэтому предложение покупать непосредственно энергию, поставляемую по кабелю, выглядит если и не до конца проработанным (небольшие объемы, невысокая рентабельность), то вполне логичным. В расчете на потенциальный спрос Москва также объявила, что вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан может быть сдана в эксплуатацию на 2 года раньше срока — в конце 2012 г., а не 2014-го.