Интернет-магазины будут отбирать долю рынка у ритейлеров. В России большой популярностью пользуются магазины шаговой доступности, хотя размер среднего чека объективно выше у гипермаркетов, где люди закупаются в больших объемах. Но гипермаркеты и интернет-магазины начнут конкурировать в сегменте планируемых покупок, предполагают эксперты.
Согласно опросу Firstnews, магазины шаговой доступности обгоняют по востребованности даже гипермаркеты, в них покупают еду 38,92%. Вторыми в рейтинге оказались гипермаркеты — там продукты приобретают 27,95%. Еще 11,39% предпочитают ходить на рынок. "Где придется" затаривается 7,04% опрошенных.
А 1,04% даже заказывают еду в интернете. Как предполагают эксперты, потенциальный спрос на покупке продуктов питания в интернете существенно выше чем 1%, но предложение пока не поспевает за спросом, что связано с логистическими трудностями и дополнительными требованиями, которые начали предъявлять к курьерам, в том числе по термоизоляции продуктов.
Интернет пока считается площадкой не очень удобной для закупки еды, хотя это в первую очередь зависит от предлагаемого ассортимента. Более четверти пользователей Рунета регулярно прибегают к онлайн-покупкам, а значит, и доля продуктового сегмента будет расти. При этом вряд ли кто-то будет заказывать по интернету пучок лука, свежий хлеб, пачку пельменей или сигарет.
Таким образом, магазины шаговой доступности и онлайн-продавцы не конкурируют между собой. А вот побороться с гипермаркетами, где покупатели закупают продукты впрок и в больших количествах, интернет-магазины могут.
Согласно исследованию рынка интернет-торговли в России, проведенному компанией InSales, за 2010 г. россияне потратили на покупки в сети порядка 176 млрд руб.
Компания разделила рынок на 26 товарных направлений. Наибольший среднемесячный оборот наблюдается в сегментах "Бытовая техника и электроника" (более 3 млрд руб.), "Компьютеры, ноутбуки, комплектующие" (более 2,5 млрд руб.) и "Одежда, обувь" (почти 1,5 млрд руб.).
На рынке электронной торговли обычно вычленяют 3 сегмента: B2B (контрагенты — юридические лица); B2C (интернет-магазины, в которых совершают покупки физические лица) и B2G (покупателем товаров выступает государство).
Как полагают в агентстве DISCOVERY Research Group, общий объем российского рынка электронной торговли в 2010 г. превысил $13 млрд. А наиболее приближенные к реальности оценки сегмента B2C электронной торговли в России принадлежат уровню $6-7 млрд, и потенциал для роста остается. Сегмент B2C демонстрировал рост даже в период финансового кризиса, так как издержки ведения онлайн-бизнеса ниже, чем традиционных продавцов.
Объем сегмента B2G находится на уровне $7,5 млрд, причем сегмент существенно вырос в 2010 г. благодаря переводу федеральных заказчиков на обязательное использование электронных аукционов. С 2011 г. к использованию аукционов перешли региональные и муниципальные заказчики, это увеличило емкость рынка.
Datainsight в ежегодном отчете прогнозирует, что уже к 2015 г. покупки в сети будут совершать 13-15 млн россиян примерно на 50 млрд руб. в месяц. Это означает рост объемов рынка в 2,5 раза. А годовой оборот интернет-торговли в России составит 590 млрд руб., или около $20 млрд.