Россия намерена инвестировать в проект по объединению КамАЗа и Минского автомобильного завода. Об этом напомнил премьер-министр России Владимир Путин во время российско-белорусских переговоров. Предложение о слиянии МАЗа с КамАЗом в середине февраля сделала корпорация "Ростехнологии", контролирующая 49,9% акций российского производителя.
Речь идет об объединении автокомпаний в единый холдинг "Росбелавто", хотя официально подписание документов по этому проекту не планировалось. По мнению главы российского правительства, объединение двух автогигантов поможет им повысить конкурентоспособность по сравнению с другими производителями грузовиков.
"Разумеется, создание такого стратегического альянса будет повышать конкурентоспособность предприятий, будет создавать хорошо оплачиваемые рабочие места и, безусловно, это шаг в рамках наших интеграционных процессов применительно к реальному сектору экономики", — цитирует Путина ИТАР-ТАСС.
Сейчас "Ростехнологии" — крупнейший акционер КамАЗа с пакетом 49,9%. Инвесткомпании "Тройка Диалог" принадлежит порядка 27%, 11% — у немецкого партнера Daimler, 4% куплены в интересах немцев Европейским банком реконструкции и развития.
При этом за весь МАЗ российская сторона предлагает миноритарный пакет КамАЗа — менее 25%. Акционеры КамАЗа, Daimler и ЕБРР не против такого объединения и согласны на размытие долей.
Минск с такой оценкой был не согласен, считая, что компания стоит $2,5 млрд. Стоит отметить, что сам КамАЗ по своей текущей рыночной капитализации находится на уровне примерно $2 млрд.
В 2010 году Камский автозавод выпустил 34 тыс. автомобилей, продал 32 тыс., в том числе более 28 тыс. в России. Согласно данным национального статистического комитета Белоруссии, в прошлом году с конвейера МАЗа сошло 13,2 тыс. грузовиков и автобусов.
В настоящее время 100% акций завода принадлежат государству. На МАЗе производят свыше 250 модификаций автомобилей, более 60 модификаций прицепной техники, 12 моделей автобусов и более 30 модификаций на их базе.
На предприятии трудится свыше 26 тыс. человек, ОАО является крупнейшим работодателем в стране.
На экспорт в Россию уходит около 80% грузовиков МАЗа. По сути, белорусский производитель является конкурентом КамАЗа на российском рынке, что вряд ли устраивает российского автопроизводителя.
Как надеются белорусы, создание предлагаемого "Ростехнологиями" холдинга позволит МАЗу получить доступ к сбытовым сетям КамАЗа и может улучшить продвижение марки на внешних рынках. Вопрос в том, стоит ли МАЗу вообще бороться на конкурентном рынке магистральных тягачей, или сосредоточить внимание на рынках стран третьего мира, где нужна неприхотливая и надежная техника.
При этом белорусы не хотят отдавать контрольный пакет в холдинге. "Но мы ни в коем случае не хотим отдавать в этом холдинге свой контрольный пакет акций. В холдинг будут отданы часть заводов нашего производственного объединения "БелавтоМАЗ" и некоторые предприятия "Ростеха", — заявил генеральный директор МАЗа Александр Боровский.
Интерес к белорусскому автопроизводителю вроде бы проявлял и ряд других потенциальных покупателей. МАЗ достаточно раскрученная марка в Восточной Европе, имеет долю на российском рынке.
В частности, рассматривались возможности объединения с итальянским концерном Iveco и немецким производителем MAN. Однако свои намерения относительно белорусов они так и не озвучили.