Землетрясение в Японии повлияло на все сферы жизни страны. Крупнейшие корпорации Toyota Motor и Honda Motor приостановили производство на своих предприятиях. Из-за этой вынужденной меры будут временно прекращены поставки в США Toyota Yaris, Scion XD, Scion XB и Honda Fit/Jazz. Компании Nissan и Subaru также приостановили работу на своих заводах.
11 марта на северо-восточном побережье Японии произошло землетрясение магнитудой 8,9, вызвавшее цунами высотой десять метров. На сегодняшний день установлено, что погибли 2475 человек, 3611 считаются без вести пропавшими. Toyota была вынуждена эвакуировать рабочих с нескольких предприятий, расположенных в зоне землетрясения. Как пишет Autonews, на севере страны расположены два завода корпорации, выпускающие автокомпоненты, а также два совместных предприятия, собирающие компакт-кары.
Компания Honda также закрыла два сборочных предприятия в центральной части Японии. Nissan, изначально планируя остановку лишь трех заводов, все же остановил все четыре. Вслед за ними свои конвейеры остановили Mazda, Subaru и Mitsubishi. Когда линии начнут работу — неизвестно, поскольку сроки запуска постоянно меняются. Автопроизводители заявляют, что временная остановка заводов связана с возникшими после землетрясения трудностями по обеспечению автомобильными комплектующими.
Не исключено, что дефицит комплектующих отразится и на других сборочных предприятиях, в частности на российских, отмечает Cars. ru. Но при этом аналитики не ждут серьезных проблем внутри России. По мнению эксперта Инвесткафе Максима Лобады, автомобильный рынок РФ существенно не пострадает. По итогам 2010 года, продажи автомобилей в России выросли на 30% до 1,9 млн штук. Прогнозы свидетельствуют, что рынок может показать толь же впечатляющие результаты и в 2011 году. Возможен рост в пределах 20%, до 2,3 млн автомобилей, хотя торможению продаж будет способствовать ухудшение общемировой конъюнктуры, в том числе, связанные и с японским землетрясением.
Лобада отметил, что природный катаклизм серьезно повредил не только производство на островах, но и разрушил логистическую инфраструктуру японского автопрома. Следствием этого могут стать перебои поставок автокомпонентов, в том числе на российские производства Nissan (АвтоВАЗ) и Toyota. Так как остальные "японцы" (Mazda, Honda, Subaru, Isuzu) не занимают столь большой доли рынка, как первые два, они не окажут существенного влияния на продажи.
"Вопрос касательно программы по утилизации автохлама и будущие результаты АвтоВАЗа нужно рассматривать в связке друг с другом. Причина проста: АвтоВАЗ стал основным бенефициаром программы и сумел вырваться в лидеры по продажам исключительно благодаря ей. После сворачивания программы продажи АвтоВАЗа должны сократиться весьма существенно — как минимум треть продаж произошла благодаря сертификатам в 2010 году.
Учитывая удар по японской части альянса АвтоВАЗ-Рено-Ниссан из-за землетрясения в Японии, негатива для российского автогиганта существенно прибавилось. Правда, часть этого негатива может оттянуть на себя Рено. Так как проект АвтоВАЗа с Рено-Ниссан является стратегическим и курируется лично высшими чиновниками страны, я полагаю, что государством будет оказана всяческая поддержка компании вне зависимости от того, что будет происходить на рынках. Я даже не исключаю очередного продления программы по утилизации и "вброса" дополнительных сертификатов на рынок.
Этому будут способствовать растущие цены на нефть, которые обеспечат дополнительный источник доходов в бюджет и дадут возможность правительству расширить дотационные программы в том числе в автопроме. Сюда же стоит отнести и обсуждаемую программу по утилизации грузового автотранспорта. Если она будет реализована, то, безусловно, интерес к ней будет проявлен. Однако, не в такой степени, как это было в легковом сегменте. Многое будет зависеть от конкретных параметров данной программы: грузовой и автобусный парк, во-первых, находится в другой ценовой категории. Во-вторых, доля частного транспорта в этом сегменте существенно ниже, чем в легковом или в легком коммерческом. Тем не менее, реализация программы позволит существенно обновить автопарк страны, что можно только приветствовать.
В целом, я считаю, что в 2011 году основной рост продаж по легковым машинам будет присутствовать в мало- и среднебюджетном сегменте. Спрос на автомобили премиум и топ-класса традиционно менее эластичен с экономической точки зрения. Резкий рост спроса на машины этого класса возможен только с резким ростом благосостояния населения, чего пока я не ожидаю. Пока общая тенденция будет постепенно переходить от малобюджетных машин к среднему классу, но это перспектива уже 2012-2013 годов. К тому времени АвтоВАЗ попросту снимет с производства ту линейку, которую он в основном продает сейчас и заменит ее на более современные машины на технологической базе Рено и Ниссан", — считает эксперт.