ТНК-ВР проигрывает сражение за участие в разделе арктического шельфа России. На заседании совета директоров компании 12 марта в Париже британские директора совместного предприятия проголосовали против того, чтобы войти в сделку "Роснефти" и BP по обмену акциями и развитию добычных нефтяных проектов на арктическом шельфе России.
В январе стало известно о том, что "Роснефть" и BP создадут глобальный стратегический альянс, произведя обмен акциями. "Роснефть" получит 5% акций ВР и станет крупнейшим миноритарным акционером мирового нефтяного гиганта, а ВР PLC достанутся 9,53% акций "Роснефти", и она станет вторым после правительства РФ акционером компании с долей 10,8%. Сумма сделки составит около $7,8 млрд.
Альянс планирует 50-летнюю программу по освоению и эксплуатации новых месторождений в арктической зоне, добыча сырья может начаться уже в ближайшие 5-10 лет. Бурение первой скважины на шельфе Карского моря планируется начать в 2015 году.
В феврале нынешние партнеры BP в России добились распоряжения Высокого суда Лондона о временном блокировании сделки. Группа российских миллиардеров, входящих в консорциум AAR, владеющий 50% ТНК-BP (Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг), утверждает, что сделка нарушает условия их акционерного соглашения с BP по ТНК-BP.
Руководство ТНК-BP предложило совету директоров совместного предприятия продать ТНК-BP акции BP для обмена их на долю в "Роснефти". Однако 12 марта все директора со стороны ВР проголосовали против. "Все директора, номинированные AAR, и три независимых директора проголосовали "за", — отмечается в сообщении российско-британской компании по итогам заседания. Это означает, что ТНК-ВР не может войти в сделку с "Роснефтью".
"Менеджмент крайне разочарован, — заявил главный управляющий директор и совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман. — Участие TНK-BP в сделке с "Роснефтью" могло быть чрезвычайно интересно компании и ее акционерам финансово и стратегически".
В преддверии заседания совета директоров, 11 марта, "Роснефть" выложила грозное официальное заявление, в котором подчеркивалось, что НК не вела и не ведет никаких переговоров с группой ААР или ТНК-ВР о смене партнера в проекте, а ТНК-ВР никогда не рассматривалась в качестве возможного участника альянса из-за отсутствия требуемой компетенции и не делала никаких предложений "Роснефти", отражающих интерес ТНК-ВР к работе на шельфе.
Любые действия, направленные на срыв сделки, наносящие ущерб "Роснефти", будут проанализированы, вследствие чего будут предприняты все исчерпывающие меры по защите прав своих акционеров со всеми вытекающими последствиями, отмечается в официальном заявлении.
AAR оспаривает сделку ВР и "Роснефти" в Стокгольмском арбитраже. Туда направлен и протокол заседания совета. К началу апреля суд вынесет свой вердикт, причем его подтверждения в российском суде не требуется. По данным "Коммерсанта", сделка между ВР и "Роснефтью" должна быть закрыта уже 14 апреля. Впрочем, российская сторона настроена весьма категорично.
"Какое бы ни было решение суда, к которому мы относимся с глубочайшим уважением, "Роснефть" сама вправе определять, с кем она будет работать", — цитирует "Интерфакс" главу совета директоров "Роснефти", вице-премьера Игоря Сечина. "Вопросы использования природных ресурсов входят в компетенцию российского правительства, суд на них не распространяется", — отрезал вице-премьер.
У ВР остается еще одна альтернатива. British Petroleum может выставить на продажу свою долю в ТНК-ВР. Активы у ТНК-ВР немаленькие: она добывает нефть в Западной и Восточной Сибири, а также Волго-Уральском регионе, владеет около 50% российской нефтегазовой компании "Славнефть" и обеспечивает 16% общероссийской добычи нефти. На конец минувшего года совокупные доказанные запасы компании оценивались в 8,794 млрд баррелей. Компании принадлежат НПЗ в России и на Украине и розничная сеть из 1,4 тыс. АЗС.