Cеть ресторанов быстрого питания McDonald's уступила звание крупнейшей в мире. По количеству функционирующих торговых точек на первое место вышла конкурентная сеть фастфуд Subway, которая еще 9 лет назад обогнала рестораны McDonald's по числу открытых пунктов в США. Однако Subway уступает McDonald's по географии покрытия и получаемой выручке.
На конец 2010 года под маркой Subway работало 33 749 ресторанов по всему миру. У McDonald's — 32 737. А уже к 7 марта текущего года число ресторанов Subway достигло 34 218 — впечатляющие темпы.
По данным Subway, на конец 2010 года в России работало 169 кафе этой сети, хотя в начале года насчитывалось всего 82 ресторана. На данный момент в России функционирует 182 кафе этой сети, а до конца года компания планирует увеличить число до 325 точек. Таким образом, на российском рынке также нарастает конкуренция сетей. По данным на 30 декабря 2010 года, в России работало 270 ресторанов McDonald's.
Первая закусочная Subway была открыта в Коннектикуте в 1965 году Фредом Делюкой (Fred DeLuca). Маркетинговая фишка Subway — открытие своих торговых точек в нетрадиционных местах. К таковым относятся, например, кафе в автомобильном шоуруме в Калифорнии, хозяйственном магазине в Бразилии, на паромной станции в Сиэтле, на речном судне в Германии, в зоопарке Тайваня, магазине Goodwill Южной Каролины, в средней школе в Детройте и даже в церкви Буффало, штат Нью-Йорк.
Кроме того, порядка 900 кафе Subway расположены в магазинах Wal-Mart с их огромным потоком посетителей, еще около 200 "дислоцируются" на военных базах, в том числе в Ираке и Афганистане, а три — на территории Пентагона. Принцип сети — быть как можно ближе к покупателям.
К слову, выход на международный рынок сеть также начала довольно необычно, открыв первое заведение на Ближнем Востоке, в Бахрейне. Произошло это в 1984 году.
Все кафе Subway открыты по франшизе, тогда как у McDonald's аналогичным образом работает около 75% всех ресторанов. К тому же закусочные Subway меньше ресторанов McDonald's по площади. Таким образом, инвестиции в открытие новых точек сравнительно меньше.
Кроме того, Subway своевременно мимикрировала под тенденции здорового образа жизни и отстроилась от конкурентов за счет предоставления потребителям якобы здоровой пищи, отказавшись от продажи картошки-фри и предлагая салаты.
Сейчас основной объем выручки Subway формируется в США — $10,5 млрд из общей годовой выручки в $15,2 млрд. В стране работает более 24 тыс. кафе. Уже к 2020 году Subway планирует уравнять число ресторанов в США и за границей.
Однако сейчас сети фастфуда ведут ожесточенную борьбу за развивающиеся рынки, преимущественно азиатские, доля которых в выручке компаний стабильно растет. Subway уже запустила 1000 кафе в Азии и первое во Вьетнаме. В Китае под франшизой сети работает 199 ресторанов.
Емкость этого рынка огромна, к 2015 году Subway планирует открыть в Китае свыше полутысячи заведений под своей маркой. Кроме того, Subway открывает точки в Пакистане, Сингапуре, Южной Корее, Таиланде, на Тайване, Филиппинах и Малайзии.
McDonald's опережает Subway по количеству стран, где работает сеть — 117 против 95 у Subway. По итогам прошлого финансового года выручка McDonald's также оказалась выше и достигла $24 млрд.
Кстати, московский ресторан быстрого питания McDonald"s на Пушкинской площади в минувшем году стал самым популярным в этой всемирной сети. В прошлом году здесь обслужили более 2,8 млн покупателей.
На 4-м месте оказался еще один московский McDonald's — почти 2,1 млн чеков. А на третьей позиции финишировал ресторан, расположенный на Вокзальной площади в Киеве. В прошлом году он накормил 2 283 399 посетителей.