В Финляндии вновь вспомнили об идее создания подводного железнодорожного тоннеля между Хельсинки и Таллином. Соответствующая программа включена в проект планировки губернии Уусимаа и может стать проектом ЕС. Однако строительство обосновано в том случае, если тоннель станет элементом высокоскоростной магистрали между Берлином и Санкт-Петербургом.
Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на финскую газету Helsingin Sanomat. Издание приводит слова главы Союза местных самоуправлений провинции Рийтты Мурто-Лайтинен, которая уточняет, что программа является частью проекта строительства железнодорожного сообщения между Петербургом и Берлином.
Тоннель под Балтикой является одним из вариантов проведения в жизнь трансевропейского транспортного проекта Rail Baltica, который в свою очередь является частью программы Trans-European Transport Networks. Целью проекта является создание к 2016 году непрерывной железнодорожной магистрали, соединяющей Центральную и Восточную Европу с Западной Европой и Скандинавией.
Из-за разницы в ширине колеи транспортное сообщение Прибалтики со странами Западной Европы осуществляется в основном автомобилями. Хотя на таких расстояниях (свыше 200 км) перевозить грузы по железной дороге дешевле.
Строительство тоннеля является проектом, который активнее всего лоббируют Хельсинки и Таллин. В марте 2008 года мэрами этих городов был подписан протокол о намерениях по строительству подводной магистрали. Столицами предложено выделить скромные суммы в 100 тыс. евро для осуществления предварительных исследований, в расчете на то, что проект получит поддержку на государственном и союзном уровне.
Однако профильные министры этих стран отказались предоставить какое-либо финансирование. В начале 2009 года была подана заявка в ЕС на финансирование проектно-изыскательных работ, однако Евросоюз также отказал в финансировании.
Первым этапом этого проекта называется введение в декабре 2010 года скоростного железнодорожного сообщения между Петербургом и Хельсинки, хотя вполне очевидно, что для России и Финляндии ускорение сообщения между собой носит отдельный экономический смысл.
Стоит отметить, что морской отрезок пока гипотетической магистрали между финской и эстонской столицами планировалось соединить паромным сообщением или тоннелем.
Если будет принято решение о строительстве тоннеля, то его протяженность составит порядка 60-80 км, при этом 50-70 км придутся на подводную часть. При этом авторы проекта предлагают возвести искусственный насыпной остров площадью в 6 га, где планируется разместить ветрогенераторы, которые будут снабжать тоннель электроэнергией.
Сообщается, что публичное обсуждение проекта строительства тоннеля начнется в мае. Работа над проектом должна завершиться к концу 2012 года, а строительство тоннеля займет от 10 до 15 лет.
Предварительная стоимость строительства тоннеля колеблется от 1 млрд евро, в случае его реализации исключительно в грузовом варианте, до нескольких миллиардов евро, если тоннель будет приспособлен и для пассажирского сообщения, уточняет "ТранспортЪ Сегодня".
Никакой уверенности в загрузке этого тоннеля на сегодняшний день нет. Поэтому его пытаются встроить в Rail Baltica, соединяющий Хельсинки, Санкт-Петербург, Таллин и Берлин. Но в этом случае магистраль пройдет через Финляндию, три прибалтийские республики и Польшу. Интерес этой группы к традиционному для себя посредничеству между Западной Европой и Россией понятен.
При этом один взгляд на карту позволяет сделать вывод о том, что конфигурация трассы Санкт-Петербург — Берлин через Хельсинки выглядит, мягко выражаясь, не совсем рационально именно для России и Германии.
Не случайно, в декабре министр сообщения Латвии Улдис Аугулис, вернувшись из Москвы, заявил о том, что для его ведомства приоритетом является не Rail Baltica, а скоростная железнодорожная магистраль, соединяющая Ригу и столицу России.