11 марта в Японии произошло разрушительное землетрясение в 8-9 баллов. Аналитики ждут, что оно станет последним фактором, который выведет мировую экономику из того неустойчивого равновесия, в котором она находится в настоящее время. Случившееся в пятницу может стать не просто очередным звеном в плеяде угроз экономической системе, а точкой невозврата.
Эксперты ФГ "Калита Финанс" отмечают, что вчера курс иены испытал незначительные колебания (+0,6%) и на мировые финансовые рынки данное стихийное бедствие пока не произвело значительного влияния. Но в ближайшее время "трясти" будет уже не только Японию, но и весь мир, на который эта географически маленькая страна оказывает большое экономическое влияние.
Недостаточные данные о масштабах стихии пока останавливают игроков от решающих действий, но факты говорят сами за себя. В истории Японии самым сильным было землетрясение 1923 года. Однако даже более слабое землетрясение 1995 года смогло нанести непоправимый урон второй (на тот момент) экономике мира. Тот год стал печально памятным не только для экономики Японии, вошедшей в дефляционную спираль, но и для старейшего банка Англии, Barings Bank (1762-1995), наиболее сильно пострадавшего от беспочвенных ожиданий быстрого восстановления японского фондового рынка и вследствие этого канувшего в лету.
По мнению аналитиков, японский сценарий 1995 года в этот раз может повториться. В настоящее время японский госдолг превышает ВВП более чем в 2 раза, дефицит бюджета приближается к 10% от ВВП, а деньги на восстановление страны нужно брать срочно и в большом количестве. "Очевидно, что деньги для третьей экономики мира обязательно найдутся, но далее рейтинговые агентства начнут снижать рейтинг страны, что спровоцирует отток капитала, а для страны, второе десятилетие борющейся с дефляцией, это может стать роковым событием", — говорится в прогнозе ФГ "Калита Финанс".
Александр Купцикевич, аналитик FxPro, рассматривает ситуацию несколько под другим углом. "На мой взгляд, удивительно, но комментаторы совершенно противоположно описывают последствия землетрясения в Японии на курс иены. Первая реакция рынка (пару часов) и одна группа комментаторов склоняются в пользу того, что эти события существенно ослабят позиции иены. Я с ними не согласен. Такая позиция основана на традиционном положении дел, что валюта тем слабей, чем хуже положение дел в стране. Как мы уже не раз видели, иена из разряда других. Она укрепляется при ослаблении экономики и падает, когда появляются альтернативные пути инвестиций (акции, сырье, зарубежные активы)", — пояснил он.
По его словам, японские корпорации имеют разветвленные сети заводов по всему миру, которые генерируют прибыль, но "голова" находится в Японии. Не исключено, что именно туда и будет репатриироваться выручка для восстановления разрушенных мощностей. Да и инвестиции в альтернативные бумаги будут не такими высокими, как это могло бы быть без этой катастрофы.
"Третья причина во многом связана с первой — статусом защитной валюты. Процентные ставки в Японии ничтожны по сравнению с большей частью мира, но это вовсе не поддерживает стремление японских корпораций залезать в долги. В отличие от своих европейских и американских визави, японские корпорации "сидят на деньгах", а вовсе не берут их взаймы. Естественно, что при необходимости эти деньги (а это ценные бумаги, приносящие проценты, и вовсе не наличные иены в мешках) будут пущены в дело.
Четвертая причина — отсутствие возможности традиционного смягчения монетарной политики. По этому пути пошла Новая Зеландия, к нему же призывали и Австралию после наводнения. Только вот в Японии ставка минимальна, да и ЦБ проводит политику монетарного стимулирования. Так что единственное, что можно ожидать, так это действий Банка Японии, направленных на гладкое функционирование рынков и банковских институтов.
Что дополнительно будет сдерживать BOJ, так это традиционный рост цен на сырьевые товары и энергию в таких случаях. Наложенный на и без того сильный тренд предыдущих месяцев, даже в условиях японской дефляции, он может привести к довольно пагубным последствиям.
Конечно, рост валюты вовсе не означает, что в стране дела идут на поправку. В данном случае совсем наоборот. Долгосрочно такие разрушения негативно сказываются на долговых рынках, а также потребуют огромных вливаний со стороны государства. Бедное правительство Японии, уже сейчас имеющее один из самых высоких дефицитов бюджета, уровня госдолга и придавленное проблемами старения населения, вынуждено будет еще больше тратить совсем не туда, куда хотелось бы (в стимулирование расходов). Поэтому помимо перспектив роста иены можно смело предположить крайне вялую динамику местного фондового рынка", — считает Александр Купцикевич.