За прошедший год продажи ноутбуков и планшетников в России выросли более чем наполовину. Тенденция вытеснения настольных персональных компьютеров переносными устройствами очевидна. За тот же период времени продажи стационарных ПК в штучном выражении упали более чем на 10%. При этом планшетные компьютеры отбирают долю рынка у ноутбуков и нетбуков.
По данным аналитического отчета компании GfK, которые приводит издание "Коммерсант", по итогам 2010 года в России было реализовано 4,14 млн ноутбуков и планшетов на $3 млрд, что на 51,6% больше, чем за 2009 год, в штучном выражении и на 91% — в денежном ($1,57 млрд по итогам 2009 года). Настольных ПК было продано на $925,1 млн (рост 30%), но при этом в количественном выражении продажи сократились на 10,5%, до 1,71 млн штук.
Наибольший объем продаж на российском рынке обеспечил себе Asus с долей 21%, затем идет Acer (19%), Samsung (16%), HP (9%), Lenovo (8%) и другие. При этом в четвертом квартале минувшего года, по данным IDC, на первое место неожиданно вышел Samsung, второе и третье заняли Asus и HP соответственно. А вот лидировавший Acer упал сразу на четвертую позицию.
Впрочем, по итогам всего года тайваньский производитель оказался безусловным лидером. А если учитывать продажи контролируемых им брендов Packard Bell (доля 3%) и Emachines (6%), то общая доля Acer по итогам года увеличивается до 28%. Судя по всему в текущем году мы увидим обострение конкуренции между Samsung и Acer.
В целом первая пятерка производителей (Samsung, Asus, HP, Acer, Lenovo) контролирует не менее 80% российского рынка мобильных ПК. При этом доля Apple в сегментах настольных ПК и мобильных, по данным GfK, составляет менее 1%. Таким образом, трансформации российского рынка под воздействием iPad пока не происходит. Между тем, 11 марта в США стартуют продажи iPad 2.
Что касается настольных ПК, то в 2010 году в РФ было реализовано 1,71 млн машин. Это на 10,5% меньше, чем в 2009 году, хотя в денежном выражении продажи выросли более чем на 30%, составив $925,1 млн.
В основном в стране продаются собранные продавцами компьютеры. Доля таковых в общих продажах составляет 76%, что на 7% ниже показателя 2009 года. Что касается брендовых производителей, то в этом сегменте также лидирует Acer с долей в 6%. Это на 1% выше, чем в 2009 году. Российские Depo Computers и IRBIS и американская HP по итогам 2010 года владели 3% рынка.
Что касается мировых продаж мобильных и стационарных ПК, то исследовательская компания Gartner пересмотрела в сторону уменьшения свой прогноз о росте продаж ПК на 16% по итогам 2011 года. Согласно новому прогнозу, объем вырастет на более чем 10,5%.
В текущем году будет продано 387,8 млн компьютеров. В 2012 году продажи десктопов и ноутбуков вырастут на 13,6% и составят 440,6 млн штук. Это ниже ранее прогнозируемого Gartner роста продаж на 14,8% в 2012 году.
Причиной пересмотра прогноза является популярность планшетников, умело подогреваемая производителями. Рост продаж ПК обеспечивали в первую очередь нетбуки и ноутбуки. Теперь они оказались под ударом со стороны новых планшетных устройств.