В ближайшие годы Украине нужно перейти на самообеспечение продуктами питания, заявил премьер-министр страны Николай Азаров, для этого необходимо нарастить производство зерна, мяса и молока. Украинское правительство готовится создать государственного оператора для экспорта зерна, что вызвало резкое неудовольствие международных структур.
В 2010 году страна нарастила импорт товаров сразу на 33,7%, он достиг в ценовом выражении $60,74 млрд. Импорт рыбы увеличился более чем на 20%, овощей — на 67%, зерновых культур — на 47%. Все это подстегивает инфляцию и оказывает негативное воздействие на социальный климат внутри страны.
Верховная рада в ближайшее время может рассмотреть закон об отмене импортной пошлины при ввозе на Украину гречки из Китая, что, как прогнозируется, позволит гречке подешеветь до 14 гривен за килограмм.
Кроме того, проектом Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины" о таможенном тарифе Украины "предполагалось до 1 июня 2011 года уменьшение импортной пошлины на молоко и сливки в порошке, гранулах или других твердых видах, масло сливочное, картофель, рожь и гречку до 0%.
В центре внимания ЕБРР, МВФ, ВБ, Американской торговой палаты и прочих структур оказалась другая инициатива украинского правительства — в частности, законопроект "О внесении изменений в закон "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины".
"Сегодня мы экспортируем практически половину того, что производим — около 20 млн т зерна (в разные годы эта цифра колеблется). Но кто у нас стоит на экспорте? Пять компаний-трейдеров, которые владеют примерно 40% экспортных контрактов, и еще 5 компаний, которые владеют 20%. Пользуясь монопольным положением, они покупают зерно на внутреннем рынке по минимальным закупочным ценам, продают его на внешних рынках по мировым ценам и получают высокие прибыли", — говорит один из авторов законопроекта, член Партии регионов Инна Богословская.
Поправками предлагается ввести новые правила экспорта зерна — продавать его могут производители. Что касается трейдеров, то они могут покупать зерно при условии финансирования ими 50% по форвардным закупкам или уже прямо в портах по рыночной цене.
Как полагают авторы законопроекта, это вынудит трейдеров покупать зерно по справедливым ценам, финансировать аграриев через предоплату (в объеме не менее 50% цены соответствующей продукции, сложившейся на биржевом рынке Украины, на срок, не меньший вегетационного периода выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры) или же самим вкладываться в сельхозпроизводство.
Согласно проекту, на рынке должен появиться крупный оператор, в котором государству должно принадлежать не менее 25%. Вместе с тем, экспорт объектов государственного ценового регулирования предлагается осуществлять исключительно сельскохозяйственными товаропроизводителями таких объектов в объемах собственного производства и государственным агентом по обеспечению экспорта объектов государственного ценового регулирования.
А список объектов ценового госрегулирования включает в себя все основные аграрные позиции: пшеница твердая, пшеница мягкая, зерно смеси пшеницы и ржи (меслин), кукуруза, ячмень, рожь озимая, рожь яровая, горох, гречиха, просо, овес, соя, семена подсолнечника, семена рапса, семена льна, шишки хмеля, сахар-песок (свекловичный), мука пшеничная, мука ржаная, мясо и субпродукты убойных животных и птицы, молоко сухое, масло сливочное, масло подсолнечное.
Что касается экспорта зерна, то, как полагают зерноторговые организации, фактически вводится государственная монополия, а трейдеров выталкивают на FOB, то есть закупку зерна в портах. Это и вызвало неудовольствие ряда трейдерских организаций и финансовых регуляторов.
Так, ЕБРР, МВФ и ВБ в письме от 23 февраля настоятельно рекомендуют правительству Украины рассмотреть возможные негативные последствия принятия законопроекта, в том числе и экономическую изоляцию.
При этом государственный оператор, согласно поправкам, может оказаться и совсем негосударственным, ведь, согласно предлагаемым поправкам, не исключено участие частного капитала в размере до 75%. Пояснительная записка к законопроекту упоминает Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины.
Критики законопроекта говорят о жестком антиконституционном переделе экспортного рынка и создании псевдогосударственного монстра, за которым будут скрываться частные интересы правящих кланов.