Госкорпорации ждут изменения. Однако потенциал модернизации экономики с использованием организационных возможностей этих структур далеко не исчерпан, полагают аналитики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). А изменение организационной формы не является панацеей, так как от проблем госкорпораций не избавлены другие крупные компании.
В России в форме государственных корпораций существуют семь промышленных и финансовых конгломератов: Внешэкономбанк (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), "Роснано", "Ростехнологии", "Росатом", "Олимпстрой" и Фонд реформирования ЖКХ. Они были созданы в 2007 году за исключением Агентства по страхованию вкладов, образованного в 2004-м.
Количество реально существующих в стране госкорпораций все же больше, чем их формальная численность. В частности, к ним можно также отнести два ОАО — Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Осенью 2009 года глава государства поставил вопрос, касающийся такой формы организации экономических субъектов, как госкорпораций. "Это не значит, что их нужно закрыть, они будут работать, но, в конечном счете, встанет вопрос: или акционерное общество, или ликвидация деятельности", — заявил тогда Дмитрий Медведев.
Позже президент в послании Федеральному Собранию Российской Федерации обозначил организационно-правовую форму в виде государственных корпораций в современных условиях как бесперспективную.
Как отмечают аналитики ИГСО в своем докладе "Госкорпорации как элемент модернизации российской экономики", подготовленном Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО) для ФГУ "Аналитический центр при правительстве РФ", создание госкорпораций является логичным для осуществления модернизационного рывка.
Российские госкорпорации чаще всего сравнивают с южнокорейскими чеболями или японскими дзайбацу. Но в отличие от российских ГК южнокорейские финансово-промышленные группы зачастую объединяют компании, действующие в разных отраслях промышленности. При этом по уровню концентрации производства и капиталов корейские чеболи значительно превосходят своих японских прародителей.
Такая форма позволила осуществить Южной Корее успешную модернизацию за счет помощи государства в обеспечении капиталовложений, создании льготных условий и едином финансово-административном контроле.
Впоследствии обозначились и проблемы чеболей — это неспособность некоторых групп расплачиваться по взятым кредитам, крайне высокая зависимость от конъюнктуры внешних рынков и коррупция. Тем не менее, именно чеболи позволили осуществить модернизационный рывок корейской экономике.
В РФ к непрозрачности, подозрениям в непомерной коррупции и хищениям добавляются сомнения именно в модернизационной эффективности госкорпораций и их способности внедрять масштабные инновации. Присутствует и долговая проблема. Относительно небольшой госдолг РФ приобретает иные масштабы с учетом долгов компаний с государственным участием. За вторую половину 2010 года корпоративный сектор взял в долг около $40 млрд, наиболее значительную часть средств привлекли госкорпорации.
"Пока деятельность госкорпораций — это скорее интересный потенциал для модернизации, чем результат. Но потенциал очевиден", — сказал в понедельник, 28 февраля, директор ИГСО Борис Кагарлицкий, презентуя доклад на пресс-конференции в "Интерфаксе". Как считает эксперт, потеря госкорпораций приведет к потере потенциала модернизации.
При этом эксперты ИГСО подвергли сомнению инициативу главы Счетной палаты Сергея Степашина о необходимости ограничения уровня зарплат в ГК до уровня зарплат чиновников. Это приведет к перетоку менеджеров среднего звена в дочерние структуры, что вызовет определенные экономические последствия.
"Это может привести к снижению уровня эффективности корпораций — тот же функционал будет выполняться не в ГК, а на стороне подрядчика. При сохранении уровня затрат, произойдет переток средств из фонда оплаты труда в платежи по госконтрактам, сопровождаемый замедлением принятия решений", — говорится в докладе ИГСО.