Росфиннадзор, налоговая и таможенная службы получат доступ к информации, составляющей банковскую тайну. Поправки, меняющие содержание законов "О банках и банковской деятельности" и "О валютном регулировании и валютном контроле" для устранения барьеров конфиденциальности, вступили в силу с пятницы. Банковская тайна теперь станет и служебной.
Органам запрещается раскрывать полученную информацию третьим лицам. Для надлежащей защиты информации законопроект вменяет в обязанность органам и агентам валютного контроля сохранять не только коммерческую, банковскую и служебную тайну, но и ставшую им известной налоговую тайну, отмечает РИА Новости.
Но, учитывая коррумпированность соответствующих органов, надеяться на сохранение служебной тайны и использование полученной информации исключительно в законных целях не приходится. Судя по всему, существенный рост ожидает нелегальный рынок конфиденциальной информации.
В опрошенных агентством крупных банках заявили о готовности предоставлять все необходимые документы. Кредитные организации будут обязаны предоставить любые "документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов". До сих пор налоговики могли получать у банков только сведения о счетах клиентов и выписки по операциям.
ФНС и ФТС станут доступны ведомости банковского контроля, договоры или контракты, а также дополнения к ним. Федеральная налоговая служба (ФНС) предложила правительству заставить банки "открыть тайну" год назад, оперируя необходимостью обеспечения стабильности доходов бюджета и мерами по улучшению эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства. ФТС свой интерес к банковской тайне объясняет тем, что сейчас она доступна только по решению суда.
"Сегодня операции с валютой нередко сопряжены с уклонением от уплаты налогов или с утечкой валютных средств за рубеж. Контролирующие органы, которые занимаются расследованием нарушений в валютной сфере, а это Росфиннадзор, налоговые и таможенные органы, часто сталкиваются с отказом банков предоставлять им необходимую информацию, так как она представляет собой банковскую тайну. Очевидно, что такая ситуация существенно снижает оперативность и эффективность контроля", — поясняет заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, депутат "Единой России" Лиана Пепеляева.
Теперь представление и передача документов и информации о валютных операциях резидентов и нерезидентов, открытии и ведении счетов одним органом валютного контроля другому такому органу или агенту не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.
Единственные требования к запросам такого рода — они должны быть мотивированы, то есть включать информацию о содержании предполагаемого нарушения, известные запрашивающему органу сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции, поясняет пресс-служба Пепеляевой.
Срок исполнения запроса, в соответствии с законом, не может составлять более 14 рабочих дней. Обмен информацией должен осуществляться в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Росфиннадзор, ФТС и ФНС получают право обмениваться между собой данными, полученными от банков. Координировать оборот информации между банками и контролирующими органами будет Центробанк РФ.