Минпромторг РФ подготовил концепцию новой программы утилизации старых автомобилей на смену ныне действующей, сообщил замминистра Алексей Рахманов. Новая программа даст эффект в виде 8%-ного обновления парка автомобилей в год, но в основе будут другие принципы. Государство выходит из программы, платить за утилизацию придется владельцам автомобилей.
Первый этап госпрограммы утилизации старых легковых автомобилей проходил в марте-июне 2010 года. Он обошелся в 11 млрд рублей. Программа позволяла сдать свой автомобиль возрастом десять и более лет и получить скидку в размере 50 тыс. рублей при покупке нового авто, произведенного в России.
В августе правительство дало старт второму этапу программы, на который было выделено 10 млрд рублей. По итогам двух этапов программы утилизации в 2010 году выдано 400 тыс. сертификатов, заключено 380 договоров купли-продажи и отгружено покупателям около 270 тыс. машин. Около 80% всех машин составляет продукция ОАО "АвтоВАЗ".
За минувший год продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. К докризисным показателям российский рынок не вернулся. В 2009 году в России было реализовано 1,47 млн автомобилей. А в 2008 году объем продаж достигал почти 2,9 млн машин.
Программа была продолжена и в начале 2011 года. В целом, в 2011 году правительство РФ намерено выдать еще 100 тыс. сертификатов по программе.
Ныне действующую программу планируется свернуть в апреле 2011 года. К этому времени, по подсчетам Минпромторга, должны закончиться оставшиеся 70 тысяч свидетельств на льготную утилизацию. Государство планирует плавно отходить от мер господдержки авторынка.
"Мы сейчас разработали концепцию и отправляем ее на согласование в федеральные органы исполнительной власти. (…) Мы берем за основу и учитываем европейский опыт, при котором в переходный период за утилизацию платил последний владелец, а потом это была обязанность автопроизводителя. Я не исключаю, что в таком же формате будет работать наша схема", — приводит РИА Новости слова директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексея Рахманова.
Таким образом, концепция новой программы уже не предполагает государственного софинансирования. Планируется создать "систему, при которой будет обеспечено негосударственное финансирование утилизации, а также технологическое обеспечение и определенные меры по стимулированию".
Европейский и мировой опыт свидетельствует о том, что за утилизацию платит или государство, или конечный потребитель. Причем не обязательно напрямую. Варианты довольно разнообразны. Это могут быть разовые выплаты владельцев авто при сдаче утилизатору при покупке новой машины или периодические выплаты налога на утилизацию, например, в рамках прохождения техосмотра.
Есть и механизмы финансирования расходов по утилизации на производителей и импортеров. Это может быть разовая плата за утилизацию при продаже каждого нового автомобиля или обязанность обеспечить рециклинг на собственных мощностях по ряду выпускаемых производителем моделей. Но, как показывает практика, продавцы и производители в любом случае закладывают эти расходы в конечную стоимость автомобиля. Платит покупатель.
По словам Рахманова, в России достаточно мощностей для масштабной утилизации старых автомобилей, однако проблема заключается в том, что эти мощности размещены неравномерно. Принятие постоянно действующей программы утилизации позволит развить сектор, связанный со вторичной переработкой материалов машин, продажей б/у деталей и т. п.
Минпромторг должен согласовать эту концепцию с двумя ведомствами — Министерством финансов и Министерством природных ресурсов РФ. Алексей Рахманов надеется, что сделать это можно в течение месяца. "Я думаю, что она (эта концепция. — Ред.) может начать работать, может быть, даже со следующего года", — цитирует чиновника РИА Новости.