"Ростехнологии" сделали предложение белорусскому правительству о покупке крупнейшего автопроизводителя республики - Минского автозавода. Госкорпорация, контролирующая 49,9% акций КамАЗа, предлагает объединить компании. Минску может быть предложен пакет КамАЗа, для чего будет проведена допэмиссия. Власти Белоруссии оценили МАЗ в $2,5 млрд.
О том, что "Ростехнологии" предложили властям Белоруссии объединить производителей грузовых автомобилей в единую компанию, сообщил РИА Новости глава госкорпорации Сергей Чемезов. По его словам, акционеры КамАЗа, Daimler и ЕБРР, не против такого объединения и согласны на размытие долей.
Сейчас Ростехнологии - крупнейший акционер КамАЗа с пакетом 49,9%. инвесткомпании Тройка Диалог принадлежит порядка 27%, 11% - у немецкого партнера Daimler, 4% куплены в интересах немцев Европейским банком реконструкции и развития.
При этом за весь МАЗ российская сторона предлагает миноритарный пакет КамАЗа - менее 25%. Минск с такой оценкой не согласен и считает, что компания стоит $2.5 млрд. Стоит отметить, что сам КамАЗ по своей текущей рыночной капитализации находится на уровне примерно в $2 млрд. Сообщения об интересе к МАЗу отправили акции камского производителя в рост на ММВБ на 8,09%.
"Данное предложение получено по официальным каналам. В настоящее время оно изучается, но решение будет принято позже", - цитирует РИА Новости представителя МАЗа.
Аналитики считают оценку МАЗа завышенной. Объемы производства белорусского производителя меньше. Однако основной рынок белорусских грузовиков - это Россия. В 2010 году МАЗ отправил на экспорт 19.000 "единиц автомобильной техники", сообщает Reuters со ссылкой на источник в белорусской автомобильной отрасли. Если это действительно так, то показатель выглядит очень неплохо. МАЗа до 2015 года планирует инвестировать в модернизацию около $600 млн.
На экспорт в Россию уходит около 80% грузовиков МАЗа. По сути, белорусский производитель является конкурентом КамАЗа на российском рынке. В 2010 году КамАЗ выпустил 34.000 автомобилей и продал 32.000, в том числе более 28.000 в России.
Вместе с тем, интерес к белорусском автопроизводителю проявляет и ряд других потенциальных покупателей. В частности, итальянский концерн Iveco. МАЗ достаточно раскрученная марка в Восточной Европе, имеет долю на российском рынке, что привлекает еще и китайцев.
Появление конкурентов на отечественном рынке через входящую в Таможенный союз Белоруссию не может не беспокоить КамАЗ. Также МАЗ вел переговоры о продаже доли группе ГАЗ.
Анонсирован также "экзотический" вариант - главным акционером МАЗа может стать Венесуэла, которой предложен блокирующий пакет. Об недавно журналистам говорил генеральный директор ОАО Александр Боровский.
С Каракасом у Минска имеется соглашение об открытии конвейера, где будут собирать минские грузовики. В качестве гуманитарной помощи «для ликвидации последствий стихийного бедствия» автозавод безвозмездно отправляет латиноамериканскому народу 104 единицы техники.
Открытым акционерным обществом МАЗ стал в 2009 году. Финансовые показатели компании не раскрываются с 2008 года. Согласно отчетности минпрома Белоруссии, балансовая прибыль МАЗа в январе-сентябре 2010 года составляла $73 млн.
В настоящее время 100% акций завода принадлежат государству. На МАЗе производят свыше 250 модификаций автомобилей, более 60 модификаций прицепной техники, 12 моделей автобусов и более 30 модификаций на их базе.
На предприятии трудится 26 тыс человек - здесь трудится свыше 26 тыс. человек, ОАО является крупнейшим работодателем в стране.