К 2014 году объем пассажирских авиационных перевозок вырастет на 32%. С таким прогнозом выступила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). По данным организации, если в 2009 году было перевезено 2,5 млрд человек, то в 2014 году число перемещенных по воздуху пассажиров достигнет 3,3 млрд человек. Если погода не подведет.
IATA делает основную ставку на рост пассажиропотока в развивающихся странах азиатско-тихоокеанского региона. По прогнозу восточноазиатские маршруты нарастят пассажиропоток на 360 млн человек. Рост в значительной степени будет обеспечен ростом количества пассажиров из Китая. По прогнозам IATA, на долю Китая в 2014 году будет приходиться 26% прироста пассажиропотока, то есть 214 млн из 800 млн новых пассажиров по всему миру.
Также в числе наиболее быстрорастущих рынков IATA назвала ОАЭ, Вьетнам, Малайзию и Шри-Ланку. Темпы роста авиаперевозок на Ближнем Востоке составят 9,4%, в Восточной Азии и Африке — 7,7%, в Латинской Америке — 5,7%, Северной Америке — 4,9%, а Европе лишь — 4,7%.
По данным организации, поток авиапассажиров из России увеличится на 11%. по итогам 2010 года перевезли 56 млн 945 тыс. 806 пассажиров, что на 26,2% превышает показатель 2009 года, говорится в материалах Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Кроме того, результат прошлого года на 10,4% превышает показатель 2008 года, который был самым успешным в новейшей истории России.
Как сообщил глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько, только в 2010 году стоимость воздушных перевозок выросла почти на треть. В этом году тенденция сохранится, хоть и в меньших объемах — предполагаемый рост цен составит в среднем 10-12%. Таким образом, услуги авиаперевозчиков доступнее не станут, что является барьером для дальнейшего роста рынка.
В прошлом году доход авиаперевозчиков, по данным ассоциации, составил $15,1 млрд долларов, а в 2009 году игроки рынка авиаперевозок потеряли $9,9 млрд.
В декабре 2010 года эксперты IATA чуть ли не в два раза пересмотрели в сторону увеличения прогноз доходов авиационной отрасли — с $5,3 млрд до $9,1 млрд в 2011 году. При этом в нынешнем году чистая прибыль азиатских авиакомпаний превысит $4,6 млрд, в то время как прибыль европейских перевозчиков едва достигнет $100 млн.
"Посмотрите на цифры, на ВВП. Когда мы говорим о Сингапуре или Китае, то имеем двухзначный рост. В это же время Европа с большими усилиями получает между 1 и 2 процентами. Такими темпами растет и индустрия", — цитирует агентство АР главу IATA Джованни Бисигнани.
Как сообщает пресс-служба IATA, объем грузовых авиаперевозок к 2014 году также вырастет и составит 38 млн тонн против 26 млн тонн в 2009 году.
Россия внесет свою лепту не только в увеличение пассажиропотоков. РФ намерена отменить взимание платы за транссибирские перелеты иностранных авиакомпаний. Плата за перелеты приносила стране порядка $400 млн в год, которые теперь останутся у западных компаний.
А сама возможность спрямлять маршруты в Северо-Восточную Азию через территорию России позволяет европейским компаниям экономить топлива на $700 млн в год. В общем, Москва при желании может серьезно корректировать финансовое состояние ряда перевозчиков.
Оптимизм IATA контрастирует с заявлением в октябре 2010 года, когда организация, куда входят 230 авиакомпаний констатировала, что темпы восстановления авиационной отрасли после кризиса несколько замедлились.
На планы IATA может также повлиять нестабильность погодных условий. Климатические колебания в последнее время все чаще парализуют интенсивное воздушное сообщение.
Наиболее памятное событие минувшего года — извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии в апреле прошлого года, которое привело к принудительной остановке не только трансатлантических рейсов, но и полетов над Европой. IATA оценила потери авиаотрасли в $1,7 млрд.
В католические рождественские праздники к воздушному транспортному коллапсу также привела непогода. Из-за снегопадов, которые прошли в декабре и в Европе, и в США, пришлось отменить многочисленные рейсы и оказывать дополнительные услуги тем пассажирам, рейсы которых переносились. Пассажиропоток упал на 1,6%, число пассажиров сократилось до 5,4 млн человек. Совокупный ущерб от непогоды оценивается в 70 млн евро.