225-летие со дня рождения английского экономиста Томаса Роберта Мальтуса мировая наука отметила более чем скромно. Хотя его главный экономический трактат "Опыт о законе народонаселения" (Essay on the Principle of Population), опубликованный им в 1798 году, считался едва ли не научным откровением эпохи Просвещения и в последующие времена имел множество апологетов и последователей. Его теория народонаселения, зависящая от его способности прокормить себя, снискала ему широкую известность и даже славу в экономических кругах.
Мальтус был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии, честь, которой удостаивались немногие ученые, стал основателем Клуба политической экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.
Будучи представителем высшего сословия, Мальтус создал, с одной стороны, аргументированную, но с другой, в высшей степени расистскую теорию зависимости нехватки продовольствия от растущего в геометрической прогрессии народонаселения, в то время как средства существования растут лишь в арифметической прогрессии. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал "нравственное обуздание" — воздержание неимущих от браков.
В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для народа, он видел естественные средства уничтожения "лишнего" населения.
"Мальтузианская ловушка" — типичная для доиндустриальных обществ периодически повторяющаяся ситуация, в результате которой рост населения, в конечном счете, обгоняет рост производства продуктов питания. Поэтому в долгосрочной перспективе не происходит ни роста производства продуктов питания на душу населения, ни улучшения условий существования подавляющего большинства населения, а напротив — оно остается на уровне, близком к уровню голодного выживания.
Теория Мальтуса была в свое время резко раскритикована классиками марксизма, которые считали, что ее реакционная роль основана на подмене специфических социально-экономических законов капитализма несуществующими "вечными" и "непреложными" законами природы.
Нет, и не может быть абсолютного перенаселения, есть перенаселение относительное как специфическая особенность капитализма, порожденная действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, считали основоположники марксизма.
Однако современная ситуация на продовольственном рынке заставляет нас вновь вспомнить о пресловутой теории Мальтуса. Сегодня один миллиард людей — шестая часть населения Земли — голодает. Половина человечества страдает от недостатка питания. Около 18 тысяч детей ежедневно умирают от истощения.
При этом растущие цены на продукты питания делают их недоступными для постоянно увеличивающегося числа людей, что стало одним из факторов новой революционной волны в Северной Африке.
Государственные лидеры, корпоративные управленцы, владельцы крупнейших корпораций проявляют озабоченность — но не из-за того, что миллиарды голодают, а потому, что голод миллиардов людей грозит дестабилизировать их власть. Голодные бунты стали слишком частыми для того, чтобы их игнорировать. Глава ЦРУ предостерегает, что растущие во всем мире бедность и отчаяние ухудшают "безопасность США".
Растущие цены на продукты питания привлекают сегодня существенное внимание отчасти из-за того, что их эффект ощущается и на самом Западе, отчасти из-за растущих угроз и вызовов мировой капиталистической системе. Но истинная причина голода шестой части человечества не имеет ничего общего с растущим уровнем жизни в Индии и Китае, как иные экономисты примитивно пытаются объяснить всплеск роста цен на продовольствие в мире. Корни голода кроются в том обстоятельстве, что пища производится ради получения прибыли и половина населения планеты не имеет достаточных средств, дабы обеспечить производителям необходимый уровень прибылей.
Главная причина глобального продовольственного кризиса состоит в том, что система задирает цены сверх возможностей половины человечества по этим ценам платить.
На этом фоне появляются новые теоретики неомальтузианства, такие как Вильям Блюм, автор книги "Убийство надежды". Блюм рекомендует "резко понизить рождаемость", потому что "при прочих равных, сокращение населения будет иметь благотворный эффект на глобальное потепление и доступность воды и пищи".
Однако, по мнению экономистов, отвергающих подобные неомальтузианские объяснения причин нынешнего продовольственного кризиса, проблема заключается в организующих принципах капиталистической системы.
Продукты производятся не для того, чтобы накормить людей. Они производятся, чтобы приносить прибыль. Именно для этого устанавливаются цены. Если эти цены недоступны для половины человечества, то, с точки зрения системы, это достойно сожаления, но совершенно неизбежно.
Вот только не станут ли голодные бунты в странах третьего мира, которые сторонники "мальтузианской ловушки" пытаются оправдать пресловутой теорией перенаселения, тем самым детонатором, который приведет к глобальным политическим потрясениям в мире, способным коренным образом изменить существующую экономическую систему.