На официальном сайте Минтранса РФ обнародован проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает штраф при эксплуатации транспорта, не оборудованного аппаратурой ГЛОНАСС. В случае принятия поправок навигаторы ГЛОНАСС станут обязательными с 1 июля 2011 года, хотя введение санкций, возможно, произойдет и позже.
Наличие оборудования ГЛОНАСС станет обязательным условием получения лицензии на пассажирские перевозки. Проект предполагает максимально доступный с помощью административных мер ареал распространения — оборудоваться должны и легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров.
В проекте говорится, что "осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, если такое оборудование является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2,5 тыс. руб., на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 5 тыс. руб., на юридических лиц — 50 тыс. руб.".
Таким образом, вводится административная ответственность за неиспользование российской навигационной системы владельцами пассажирского транспорта и большегрузов. С учетом стоимости навигатора и сигнала транспортные компании, по расчетам экспертов, будут вынуждены раскошелиться на сумму около $1 тыс. за каждую единицу техники. В России зарегистрировано 950 тыс. пассажирских автоперевозчиков.
Автотранспортные компании должны использовать ГЛОНАСС для осуществления диспетчерского контроля и улучшения логистики. Впрочем, частным таксистам и мелким региональным перевозчикам уровня райцентров такая логистика, в общем-то, без нужды.
Многим более крупным перевозчикам для этих целей достаточно и GPS, смысла переоборудовать автомобили под ГЛОНАСС нет. Но не исключено, что четкие параметры навигационных модулей будут установлены законодательно, так что менять навигаторы все равно придется.
Согласно программе "ЭРА ГЛОНАСС", с 2013 года терминалы с поддержкой российской навигационной системы планируется ставить на все новые выпускаемые в России автомобили. Система "ЭРА ГЛОНАСС" представляет собой систему экстренного реагирования на ДТП.
Крупнейшие производители микроэлектроники намерены представить решения с поддержкой российской навигационной системы. В их числе американские компании Atheros и Broadcom, британская CSR и французская STMicroelectronics. Поставками чипов ГЛОНАСС для использования в своих навигационных устройствах интересуется китайская корпорация MIO.
В декабре 2010 года "Ситроникс" (дочка АФК "Система") показала опытный образец на чипе 90 нанометров, разработанный американской Qualcomm. Массовое производство планируется начать в 2011 году. Однако мировые производители уже наладили выпуск изделий в 45-60 нанометров, и они будут более востребованы в мобильных устройствах.