Президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение правительству оценить эффективность двух механизмов реализации зерна из государственных запасов. Зерно из интервенционного фонда распространяется как по заявкам регионов, так и на биржевых торгах. Причем первый механизм несет в себе значительные коррупционные риски на региональном уровне, полагают эксперты.
Торги зерном из интервенционного фонда начались 4 февраля. По планам правительства, предполагается продавать ежемесячно порядка 500 тыс. тонн зерна. Правительством было оформлено два распоряжения о выделении 1,131 млн тонн по квотам для Москвы и области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которым направят 920 тыс. тонн и 15 пострадавшим от засухи регионам — 211 тыс. тонн.
При этом зерно Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям уже выделено несколько недель назад в объеме 1,131 млн тонн. А среди регионов планировалось распределить еще 2 млн тонн.
Зерно по региональным заявкам передается агропромышленным холдингам по ценам закупки ГИФ в 2008 году. Возможно, это несколько сдерживает активность на биржевых торгах. За три дня торгов было продано 174,78 млн тонн на общую сумму 1,1 млрд рублей.
Как сообщил первый вице-премьер Виктор Зубков, сначала хотели распределять зерно в виде натуральных дотаций, "но затем было предложение попробовать это на биржевых торгах". "Возможно, цена упадет. Не упала", — сказал чиновник.
"Она не упала, так как заткнули индивидуальное распределение, — ответил Медведев. — Какой дурак будет торговаться, если можно прийти и договориться с чиновниками".
Стоит отметить, что реализация зерна из фонда проходит по ценам немного ниже среднерыночных. Но падение цен на зерно в результате реализации запасов не менее опасно, чем рост цен в результате дефицита. Висящим на кредитах сельхозпредприятиям необходимо выручить средства на осуществление посевной, и обвал цен для них может стать катастрофой. К тому же в этом году стоит задача нарастить площадь ярового сева на 30 млн га, так как необходимо вырастить и собрать значительные объемы для пополнения запасов и открытия экспорта.
О том, чем плохи высокие цены на зерно для переработчиков и потребителей, в том числе в животноводческом секторе, пояснять не надо. Таким образом, ключевым моментом воздействия на ценообразование путем интервенций является поиск некой равновесной цены и пресечение возможных спекулятивных колебаний.
Избранная тактика реализации небольших партий по 60 тыс. тонн дважды в неделю как раз и должна поддерживать определенную стабильность на рынке. Вопрос в том, каким образом на ценовые балансы повлияет появление дешевого зерна у приближенных к региональным властям агрохолдингов?
О том, что спекуляции тут практически неизбежны (если не запланированы), наверное, можно не говорить. Поэтому с уверенностью говорить об антиинфляционной эффективности этой меры не приходится. Вся эта возня вообще имеет мало общего с интересами потребителя магазинной продукции.
На проработку вопроса правительству дано две недели. Тогда и станет ясно, будет ли избран один метод поддержания стабильных цен, или стороны останутся при своем, одновременно и распределяя, и продавая зерно. Пока действуют оба канала.