На Нефтекамском автозаводе (НефАЗ) в Башкирии изготовлен опытный образец пассажирского автобуса с гибридным бензиново-электрическим двигателем на шасси КАМАЗ-5297Н. Это не первая пассажирская техника с гибридом на борту в российском исполнении, есть аналог у группы ГАЗ. Производители пребывают в ожидании спроса, которого пока не видно.
По данным НефАЗ, гибридный двигатель состоит из электрического и бензинового двигателей, которые включаются поочередно или вместе, в зависимости от режимов работы. Электродвигатель включает модули высокоемких конденсаторов вместо традиционно используемых аккумуляторов.
Энергетическая установка управляется посредством электронного блока. Как отмечается, автобус-гибрид, оснащенный суперконденсаторами, значительно легче своего собрата с аккумуляторами и практически сравнивается по весу с городскими автобусами, работающими на сжатом природном газе.
Сообщается, что "салон автобуса практически не отличается от салонов обычных автобусов, но для размещения дополнительного оборудования моторный отсек несколько увеличен в размерах".
В настоящее время автобус проходит тестовые испытания, по результатам которых будет принято решение о дальнейшей судьбе разработки. Объем инвестиций в проект не называется. "Сколько потратил КамАЗ, не знаю, а с нашей стороны инвестиций практически не было, только НИОКР, и сумма незначительная", — отметила пресс-секретарь НефАЗа Вера Харисова, пишет "Коммерсант-Казань".
ОАО "Нефтекамский автозавод" производит автобусы и спецтехнику на шасси КАМАЗ. ОАО "КАМАЗ" контролирует 50,02% в уставном капитале, правительству Башкирии принадлежит 28,50%.
Анонс новинки не предполагает ее планового запуска. Пока в РФ спроса на такие автобусы нет. Они в среднем дороже традиционных жидкостных, как, впрочем, и газовые автобусы, которые берут для снижения издержек на топливо.
В России газовые автобусы используются давно, достаточно активно, хотя и пользуются менее развитой сетью газовых заправочных станций и различными вариациями газа. Но газовые автобусы проигрывают дизельным в тяге. При сжатии и воспламенении дизельное топливо вырабатывает большую энергию, нежели газ, обеспечивая машину превосходным тяговым усилием, что делает их куда более приспособленными к пересеченной местности. По идее, гибрид может сделать автобус более экологичным и экономичным, не лишая его части ходовых возможностей.
Производитель ЛиАЗ недавно пополнил свой модельный ряд гибридным ЛиАЗ-5292. В сообщении группы "ГАЗ", в частности, говорилось, что такие автобусы могут использоваться во время Олимпиады в Сочи в 2014 году. Кроме Олимпиады в Сочи, предполагается возможность появления спроса со стороны крупных мегаполисов.
Но Москва и другие крупные города пока предпочитали покупать новые автобусы на газовых двигателях. Да и "Газпром" не прочь обеспечить топливом транспорт сочинской Олимпиады. Однако в стране ощущается недостаток собственного производства газобаллонного оборудования, требует развития и сеть газовых заправок.