Банк России планирует избавить банкиров от излишнего внимания к их корпоративным интересам вне банковского сектора. Для этого ЦБ предлагает изъять действующее положение о том, что собственник банка, который обладает в компании небанковского сектора долей более чем в 50% голосующих акций, составляет с ней группу лиц. Как говорится, на нет и суда нет.
Если поправки будут приняты, то это позволит не учитывать при оценке финансового положения собственника банка состояние его других компаний, не связанных с цепочкой собственников банка. Между тем, изменение долей собственников банка, как правило, требует анализа таких связей в рамках банковского надзора.
"Предлагаемое сужение определения группы лиц избавит контролирующих собственников банков от лишней отчетности перед регулятором, а именно от необходимости информировать Центробанк об изменении состава группы лиц в случае продажи существующих или покупки новых небанковских структур", — ретранслирует "Коммерсант" пояснения ЦБ.
Это довольно интересное нововведение в связи с ожидаемой приватизацией банковского сектора, драйвером которой является постоянное повышение требований к минимальному капиталу банков, активизирующее поглощения и продажи госпакетов крупнейших банков — "Сбербанка", "ВТБ", "Россельхозбанка".
В Федеральной антимонопольной службе изучают поправки и к комментариям пока не готовы, сообщает издание. "В пятницу правительство направило нам для изучения предлагаемые ЦБ поправки, но до их получения мы не готовы их комментировать", — сообщил "Ъ" замглавы ФАС Андрей Кашеваров.
Не очень понятно, как с учетом новых поправок будет соотноситься определение группы лиц в банковском надзоре и группы лиц с точки зрения, скажем, антимонопольного законодательства. Без "группы лиц" антимонопольная деятельность в значительной мере обессмысливается, так как исчезает сам объект рассмотрения в виде имущественно обусловленных связей, порождающих те или иные действия, которые могут быть квалифицированы как незаконные.
Отказ банковского регулятора от учета небанковских активов собственников банка может интерпретироваться как снятие излишней зарегулированности, в частности, дублирования функций с той же ФАС.
Но оно еще означает, что ЦБ не желает принимать во внимание при оценке финансового положения собственника банка состояние его других компаний и даже сам факт наличия таких компаний. Что можно рассматривать уже как сокращение полномочий ЦБ в сфере так называемого пруденциального регулирования, смысл которого состоит в снижении риска банковских операций и предотвращении краха и системных кризисов банков.
Добровольный отказ от системного рассмотрения создает дополнительные возможности для манипулирования информацией. Было бы странно, чтобы такая возможность не использовалась.
Искажению могут подвергаться обязательные нормативы банков, установленные ЦБ. Они играют стабилизирующую роль в устойчивости банковской системы в целом. Одним из таких нормативов является максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, так называемый Н6.
И сейчас банки манкируют данным нормативом. В январе директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский заявил о том, что ЦБ выявил порядка 80 банков, превышающих допустимый уровень концентрации рисков по кредитованию своих собственников.
У половины выявленных нарушителей объем кредитов, выданных собственникам банка, превышает 100% от капитала. Чтобы формально соответствовать нормативу делается это не напрямую, а через так называемые компании-прокладки.
Крупные проблемы таких банков, как "Глобэкс", "Связь-банк", ВЕФК и "Тарханы", в период острой фазы финансового кризиса как раз и были связаны с тем, что привлеченные финансовые средства использовались для кредитования собственников банков. Например, в санированном банке "Тарханы" около 80% активов приходилось на кредиты, выданные на развитие бизнеса бывших собственников по выращиванию роз.
Нежелание ЦБ заниматься "небанковскими связями" вступает в некоторое противоречие с январским поручением президента Медведева, предполагающим "совершенствование порядка установления аффилированности лиц в целях пруденциального надзора". Согласно ему, предлагается устанавливать не только юридическую аффилированность лиц, которую формально обойти достаточно просто, но и фактическую.
Как сообщал недавно директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, в связи с этим готовятся поправки в закон "О Центральном банке", расширяющих круг кредитов, которые подпадают под действие норматива Н6.