В Германии опубликована энциклопедия "скрытых чемпионов". Так назвали малые и средние фирмы, которые лидируют в определенных нишах на глобальном рынке. Авторы энциклопедии насчитали в стране порядка полутора тысяч таких фирм, однако широкой публике они неизвестны. Серьезная цифра, учитывая, что речь идет преимущественно о семейных предприятиях.
В "Энциклопедию немецких лидеров мирового рынка" включено около тысячи этих "скрытых чемпионов", пишет DW. По прошлогодним данным, в Германии более трех миллионов компаний ведут семейный бизнес. По большому счету именно эти компании являются надежной основой немецкой экономики, так как не склонны выводить капиталы в другие страны, оставляя пепелища на родной земле.
Мощная прослойка семейных предприятий — характерная особенность не только Германии, но и других немецкоговорящих стран. В соседней Швейцарии, например, 50% всех крупных фирм в стране относятся к семейным компаниям.
Естественно, что подавляющая часть этих семейных предприятий относится к малому или среднему бизнесу, ведущему свои дела на локальной территории. Однако в "Энциклопедии немецких лидеров мирового рынка" значатся ведущая мировая химическая компания BASF, технологический концерн Siemens или автостроительный концерн Volkswagen. В этом же ряду можно вспомнить Otto и Henkel. Конечно, это совсем не "скрытые" чемпионы, которые, тем не менее, относятся к категории семейных предприятий.
По принятым в Европе параметрам, семейным предприятием считается бизнес, в котором бóльшая часть привилегированных акций находится во владении одного и нескольких собственников из одной семьи. Вторым важнейшим фактором является степень влияния семьи. На ключевых должностях в руководстве компании должны находиться члены семьи, а не анонимные акционеры.
Как полагают авторы энциклопедии, позитивная динамика немецкой экономики в условиях кризиса в значительной степени объясняется стабильностью и гибкостью большого количества небольших узкоспециализированных немецких фирм.
"Скрытые чемпионы отличаются высокой долей экспортной продукции и повышенной жизнеспособностью. Они обеспечивают стабильность и благосостояние в нашем обществе, а сейчас вносят решающий вклад в экономический подъем", — заявил на конгрессе в Швебиш-Халле генеральный директор BDI Вернер Шнаппауф (Werner Schnappauf).
Высокая жизнеспособность таких предприятий объясняется просто. Как правило, семейные предприятия оканчивают свое существование на втором поколении наследников. Еще 10-15% фирм переходят к третьему поколению и только 3-5% управляются и четвертым поколением.
Таким образом, немецкие "скрытые" чемпионы мировых рынков — это "выжившие" компании, которые в основной своей массе прошли жесточайший отбор и накопили громадный опыт решения весьма специфических проблем семейного дела.
Нишевой характер ведения бизнеса является отличительной чертой наиболее успешных представителей семейного бизнеса. При этом предприятие вполне может быть транснациональным по своему присутствию на рынках.
Многие средние и даже небольшие немецкие фирмы в последние годы целенаправленно интернационализировали свою деятельность и в результате имеют сегодня дочерние подразделения на всех своих важнейших рынках, что позволяет им постоянно находиться в прямом контакте с клиентами, констатирует DW. А четкая нишевая специализация позволяет не только максимально сосредоточиться на качестве продукта, но и гибко реагировать на требования клиентов.
По мнению экспертов, семейные предприятия отличаются от своих несемейных собратьев более высокой скоростью принятия управленческих решений. Это крайне важное преимущество на высококонкурентных рынках. Зачастую "семейные" быстрее внедряют наиболее перспективные технологии, что позволяет таким компаниям всегда находиться на острие прогресса.
К слову, по словам одного из авторов энциклопедии, профессора Берндта Фенора, бюджеты на научные исследования и конструкторские разработки у лучших немецких средних предприятий зачастую раза в два выше, чем в сопоставимых зарубежных компаниях.
С другой стороны, такие предприятия в меньшей степени ориентированы на такой важнейший для открытых акционерных компаний показатель, как годовая прибыль. Семейные предприятия — это марафонцы и долгожители, которые не склонны к авантюрам ради сиюминутной выгоды.
Естественно, что многое, если не все, зависит от личности хозяев таких предприятий. В этом и слабость, и сила семейных фирм. Если семейные владельцы способны критически оценивать собственную деятельность и готовы делегировать часть полномочий профессионалам, фирма практически всегда показывает стабильно высокие результаты.
При грамотном менеджменте эффективность работы семейного предприятия может превышать среднерыночную на 10-12%, подсчитали эксперты Лондонской школы экономики.
В прошлом году были введены два биржевых индекса — специально для семейных предприятий. В среднем DAXplus Family, рассчитываемый по 126 компаниям, и DAXplus Family 30 (по 30) растут выше основного индекса DAX.