Продовольственная проблема продолжает беспокоить умы аналитиков и простых граждан. Первые рассуждают о растущей изменчивости цен из-за нестабильности погоды и спекуляций в этой сфере. Вторые регистрируют регулярное удорожание продуктов питания, изымающее все большее количество средств из семейного бюджета. "В моду" вновь входит идея продуктовых карточек.
На минувшей неделе Продовольственная и сельскохозяйственная организации (FAO) при ООН констатировали, что индекс цен на продовольственные товары растет седьмой месяц подряд и в январе достиг отметки в 231 пункта. За последний год рост цен составил 25%, показав более стремительную динамику, чем во время последнего продовольственного кризиса в 2007–2008 годах.
Предыдущий пик (224,1 пункта) был зафиксирован в июне 2008 года, однако эксперты отмечают существенную разницу между этими повышательными циклами. "Интересно то, что дорожает даже сырье. Это указывает на то, что рост цен является фундаментальным и не основан на спекуляциях", — считает главный экономист банка Standard Chartered Герард Лайонс.
"Проблемы, связанные с плохой погодой, и последствия удорожания продовольствия выглядят устрашающе. Мы вступили в эру изменчивых цен и срывающихся поставок на рынке продуктов питания. Это очень серьезный вызов миру", — цитирует Reuters исполнительного директора Всемирной продовольственной программы ООН Жозетт Ширан.
Непогода не щадит основные сельскохозяйственные регионы мира: засуха в Аргентине, ураганы и наводнения в Австралии, морозы в США. Пшеница в Чикаго и в Париже торгуется на максимальных уровнях за последние 2,5 года. Сахар-сырец на мировых биржах также достиг экстремальных показателей за последние 30 лет. Его цена на Лондонской фьючерсной бирже на минувшей неделе поднялась до рекордной отметки в $835,7 за тонну.
Как известно, сытое брюхо глухо не только к учению, но и к революциям. О связи последних событий в странах Магриба не написал только ленивый, но стоит напомнить, что и политические потрясения могут приводить к продовольственному кризису. Если раньше продовольственную проблему в отдельно взятой стране можно было создать, просто закрыв границы страны, то в условиях глобализированного мира сделать это сложнее. Эта технология годится лишь для самых отсталых стран.
В прошлом году мир убедился в том, что если организовать беспорядки в Таиланде, так называемые мировые рынки реагируют на это повышением цен на рис. А если как следует тряхнуть Кот-д'Ивуар, то рекорды на биржах обновляет кофе и шоколад. Хорошо известно и о том, что рост цен на нефть, как правило, приводит к инфляционному толчку и трансляции роста цен на другие сектора, в том числе и на энергоемкое сельское хозяйство, а значит, и продовольствие.
Нефть неплохо подросла на беспорядках в Египте, который является страной, формально контролирующей Суэцкий канал — основной морской путь перевозки нефти. На минувшей неделе диверсанты взорвали и газопровод, ведущий из Израиля в Египет, что делает картинку еще более объемной. Что интересно, после этой диверсии ситуация в Каире стала стремительно и неуклонно стабилизироваться. Но в запасе у творцов истории есть уже изрядно разогретый Йемен, находящийся как раз у горлышка нефтеносного Персидского залива…
После того как ценам на продовольствие удалось задать нужный темп роста, в дело вступают правительства стран — импортеров продовольствия. Благие намерения и логичные шаги на заданном игровом поле работают на ухудшение ситуации. По всей видимости, рост цен на мировом рынке подхлестнет заявленное стремление некоторых стран сформировать продовольственные подушки безопасности.
О создании организации для закупок и регулирования цен на основные продукты питания объявил Камерун. Около миллиона тонн пшеницы докупает Алжир, рисопроизводящая Индонезия приобрела 820 тыс. тонн риса, что в пять раз превышает обычные объемы импорта этой страны.
Россия, обладающая собственными источниками нефти и газа, а также громадным продовольственным потенциалом, в силу особенностей управления планирует страдать вместе со всем миром.
По данным Росстата, рост потребительских цен в январе составил 2,4%, против 1,6% в январе 2010 года. При этом в пяти регионах инфляция превысила 3%, а в Иваново достигла 3,6 %.
В конце января замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что официальный прогноз по инфляции в 2011 году может быть превышен. "Инфляция может оказаться выше тех цифр, что пока стоят у нас в прогнозе, — сказал чиновник. — Разгон цен на продовольственные товары пока остановить не удалось. Сохраняются риски значительного повышения цен весной этого года и по зерну, а значит, и на хлеб, и по мясной группе вслед за ним".
С 4 февраля в стране стартовали зерновые интервенции. А подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова приняла решение об отмене с 1 марта по 30 июня импортной пошлины в 5% на ячмень, овес, пшеницу, рожь и кукурузу, а также на лук, морковь и свеклу (15%).
Вместе с тем рост цен на топливо, зафиксированный с начала года, не радует сельхозпроизводителей. Ситуация такова, что в этом году РФ необходимо засеять больше площадей, чтобы пополнить госзапасы продовольствия. Этому могла бы способствовать осуществленная программа утилизации сельхозтехники и стабильные цены на дизтопливо. Но рассуждать об этом приходится в сослагательном наклонении, помня о том, что страна обеспечивает себя едой только на 40% и начала проедать госзапас.
В четверг, 3 февраля, на форуме Food Business Russia глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис заявил о возможности введения в регионах в 2011-2012 годах продуктовых карточек для малообеспеченных слоев населения и уверил, что это предложение нашло поддержку "на достаточно высоком уровне". Этим вопросом, по данным СМИ, занимается рабочая группа вице-премьера Зубкова.