Руководство Федеральной службы страхового надзора и Министерства финансов РФ считает необходимым увеличение тарифов на обязательное страхование автогражданской ответственности. По заявлению главы ФССН Александра Коваля, вопрос увеличения его стоимости должен обсуждаться в связи с началом работы федерального информационного ресурса (ФИР ОСАГО).
Эксперты полагают, что вопрос повышения тарифов можно считать решенным. Убыточность ОСАГО уже в прошлом году доходила до 65% при критическом уровне в 77%. Страховщики заявляли о невозможности вести бизнес в таких условиях, рассчитывая на повышение базового тарифа ОСАГО почти на 70%. Минфин готовил поправки в региональные коэффициенты к тарифам по обязательному автострахованию с конца 2010 года. В последний раз правительство корректировало территориальные коэффициенты ОСАГО в марте 2009 года. Тогда в ряде регионов ситуация оказалась критической — уровень убыточности по данному виду страхования, например, в Архангельской, Челябинской и Астраханской областях превышал 100%. Всего в числе убыточных территорий было 40 регионов, в первую очередь Урал, Сибирь, Дальний Восток, отдельные районы Поволжья и Северо-Запада, пишет "Финмаркет".
Руководитель ФССН обратил внимание на то, что предусмотренная законодательством система поощрения и наказания водителей за качество езды по итогам реализации оказалась неэффективной. Из-за отсутствия информационной базы страховщикам не удавалось применить повышающие коэффициенты к водителям, которые попадали в ДТП по своей вине. Они просто переходили в другую компанию без каких-либо санкций, отмечает "Независимая газета". Поэтому создание единой информационной системы уже является первоочередной задачей для всех. Хотя, по мнению аналитиков, она могла бы уже давно заработать, если бы этому не препятствовали сами страховщики.
Напомним, создание ФИР ОСАГО предусмотрено законом об ОСАГО. Идея ресурса — объединить базы данных страховщиков, Российского союза автостраховщиков, ГИБДД и других госорганов. Предполагалось, что к системе будут получать разные степени допуска сотрудники вовлеченных структур, что должно наладить взаимообмен информацией и упростить работу всей системы. До сих пор данный ресурс не был создан. По словам Коваля, у специалистов страхового надзора возникли сомнения в правдоподобии статистики, которую страховщики предоставляют надзору по ОСАГО.
Причиной неверных сведений было банальное нежелание делиться клиентами. Коваль подчеркнул, что подобная система помогла бы просчитать реальную убыточность страховщиков. Статистика РСА показывает, что за 9 месяцев 2010 года компании, работающие на рынке ОСАГО, собрали страховые премии на 68 млрд руб., или на 7,7% больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Тогда же было заключено 27,4 млн договоров ОСАГО, сумма выплат превысила 38,6 млрд руб. Показатель уровня выплат в ОСАГО (отношение выплат к премиям) за 9 месяцев вырос и в среднем составил 56,8% против 55,7% за три квартала 2009 года и 55,4% за такой же период 2008 года. Убыточность страхования по ОСАГО, по оценкам союза, составила около 70%.
Естественно, государство и страховщики в 2011 году будут прикладывать серьезные усилия, чтобы переломить ситуацию в более позитивное русло. Так что подорожание существующих тарифов и появление на рынке новых страховых продуктов — не за горами. В связи с этим особенно остро стоит необходимость создания единой информационной базы и усиления контроля за отчетностью страховщиков. При этом ФИР ОСАГО является федеральной программой, которую, наряду с поправками в закон об ОСАГО, сейчас обсуждают в правительстве. Пока предполагается, что оператором данной системы будет РСА. Сроки создания системы еще не определены. Окончательные корректировки коэффициентов на рынке ждут в первом квартале 2011 года.