Франция и Германия готовятся представить совместный план экономического управления в зоне евро. Ожидается, что это произойдет в ближайшую пятницу, на очередном саммите ЕС в Брюсселе, но обсуждать его будут в неформальной обстановке. Так называемый "пакт конкурентоспособности" предлагает проведение единой для стран союза экономической политики.
Об этом сообщает британская газета Financial Times , ссылаясь на высокопоставленный источник в Берлине. Первоначально идея заключалась в том, чтобы укрепить французскую концепцию согласованной политики в зоне евро, а не на всей территории ЕС.
Теперь же сторонники концепции не против присоединения к пакту стран ЕС, имеющих собственные национальные валюты, а Германия по сообщениям СМИ должна будет пойти на некие серьезные уступки.
В чем они будут заключаться пока неясно, так как пока основные пункты этого плана не обнародованы. Не исключено, что речь идет о выделении со стороны Германии дополнительных средств. Напомним, что для предотвращения возможных дефолтов в прошлом году был создан Европейский фонд финансовой стабильности объемом в 750 млрд евро.
По всем расчетам этих средств будет недостаточно, однако немецкое руководство в штыки воспринимает предложения обеспечить стабфонд дополнительными средствами. В Берлине сейчас озабочены программой избавления от собственных структурных дефицитов. Какие именно дивиденды заставят Берлин раскошелиться на партнеров по ЕС?
В целом речь идет о том, что ранее суверенные решения стран ЕС в области экономической и социальной политики предлагается передать в компетенцию центра. Сторонники этой точки зрения руководствуется такой логикой: проблема евро есть, но она обусловлена не слабостью валюты, а долговыми кризисами отдельных входящих в еврозону государств.
Артподготовка уже идет и есть смысл поглядеть, куда именно целятся заинтересованные стороны. В частности, министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле предложил законодательно ограничить максимальный размер государственного долга стран, использующих единую европейскую валюту. Вестервелле настаивает на санкциях против членов еврозоны, нарушающих нормативы по уровню госдолга, дефициту бюджета и инфляционным показателям. Другой важной мерой он считает универсализацию пенсионного законодательства.
Шаги к сокращению суверенных экономических свобод страны-лидеры ЕС сделали в сентябре прошлого года, когда было достигнуто соглашение о «Европейском семестре», то есть утверждении черновиков бюджетов стран - членов этого союза Брюсселем.
По всей видимости, будут определены и некие единые фискальные механизмы, для того, чтобы исключить налоговый демпинг.
Брюссельская бюрократия является естественным союзником и претворения данного плана в жизнь. Европейская номенклатура готова взять на себя контроль за реализацией этого пакта, если будет достигнуто согласие по ключевым позициям.
Однако готовы ли Париж и Берлин подарить рычаги управления экономической политикой Еврокомиссии, или речь идет о новом неформальном разделе Европы между самыми мощными экономическими игроками региона?
Ситуация становится особо интересной если учесть тот факт, что кроме Франции, Германии и по привычке стоящего поодаль Лондона (который оппонирует Парижу, настаивая на необходимости макроэкономического дерегулирования в ЕС), в европейских экономических делах появился еще один игрок. Это Китай, который активно скупает долговые бумаги проблемных стран еврозоны - Греции, Испании, Португалии, а также технологии и физические активы. При этом основным покупателем долгов является Европейский центробанк.