Президент России Дмитрий Медведев подверг критике госкомпании, не выполняющие его поручения в области инноваций. Причем критика в адрес сырьевого гиганта "Роснефти" была оперативно дезавуирована, а глава Объединенной авиастроительной корпорации потерял свой пост. Как считает президент, двигателем модернизации должны быть именно госкорпорации.
Как напомнил в ходе заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ в понедельник в Арзамасе Дмитрий Медведев, год назад он давал поручения о разработке госкомпаниями инновационных программ. "Не могу сказать, что там ничего не сделано, но могу сказать сразу же и прямо — они (поручения) плохо исполнены государственными компаниями", — цитирует президента "Интерфакс".
По мнению президента, основная проблема в том, что руководство корпораций и профильные министерства в правительстве не воспринимают эту задачу как самую приоритетную. "Один из примеров: целый год у нас ушел на то, чтобы были разработаны некие концепции инновационных программ. Кому они нужны? В чем их смысл?" — вопрошал Дмитрий Медведев.
"Мне много тут рассказывали по поводу того, как процессы согласования этих вещей шли. Коллеги, это никуда не годится", — сказал президент.
Как сообщила глава Минэкономразвития (МЭР) РФ Эльвира Набиуллина, программы инновационного развития находятся в высокой стадии готовности у 9 из 22 крупных государственных компаний. Еще у 10 госкомпаний программы инновационного развития находятся в средней стадии готовности, у 3 — "пока в не очень высокой стадии готовности", отметила Эльвира Набиуллина.
По словам главы государства, ряд крупнейших компаний России, такие как "Ростехнологии", "РусГидро", "Роснефть" и "Транснефть", еще только должны подготовить программы инновационного развития до 1 апреля 2011 года.
Глава МЭР отметила, что все 22 компании планируют в 2011 году увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на 28 млрд руб., или на 68% по сравнению с 2010 годом. При этом предполагается снизить долю бюджетных средств в расходах госкомпаний на НИОКР — с 69% до 61%.
"Корпорации должны кардинально повысить свои расходы на НИОКР. Причем нужно соединение с исследовательскими и научными центрами", — сказал глава государства.
Среди компаний, которые направляют незначительные средства на НИОКР, президент назвал "Роснефть", МРСК, "Совкомфлот", "Аэрофлот". По словам главы государства, ситуация в этих компаниях выглядит, "мягко говоря, не блестяще".
"Мы не сможем дальше развиваться — вы это отлично знаете, не хуже меня, — только приторговывая государственными ресурсами. И приводить данные о том, что у нас показатели расходов на НИОКР сопоставимы с зарубежными конкурентами, — некорректно", — сказал президент.
Однако госкорпорации начали сравнивать с рекомендованным Минэкономразитием уровнем. Представитель "Роснефти" сообщил РИА Новости, что соотношение финансирования НИОКР к выручке в 2011 году составит 0,38%, в то время как рекомендованный Минэкономразвития уровень составляет 0,3%. Схожую статистику могут предоставить и другие госкорпорации.
Претензий к "Роснефти" по финансированию инноваций у президента РФ Дмитрия Медведева нет, никаких санкций в отношении руководства компании не планируется, уточнил помощник президента Аркадий Дворкович. Он уточнил, что высказывания главы государства касались бывшего руководства нефтяной компании.
"Высокотехнологичной продукции, которая способна конкурировать на мировых рынках, очень мало. В финансировании разработок наблюдается существенное превышение опытно-конструкторских работ над научно-исследовательскими", — отметил Дмитрий Медведев. По его словам, это свидетельствует о том, что "наша промышленность продолжает внедрять заготовки прежних лет".
По мнению президента, требуется сделать более рациональными оценки эффективности деятельности корпораций, в том числе в инновационной сфере.
"Мы любим эти показатели вводить, очень часто их тасуем в течение определенного периода, новые добавляем. Вот эти все показатели эффективности, индикаторы эффективности, другие позиции, которые входят в отчетность, — они должны стать гораздо рациональнее, более приземленными, они должны быть ближе к обычной деятельности. В противном случае их можно просто изжить, они нам ни к чему", — сказал Медведев.
По мнению президента, к инновациям "не нужно никого принуждать, а просто людей поменять". Как меняют людей, стало ясно почти сразу после заседания. Как сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, по итогам заседания комиссии по модернизации был уволен глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров.
"Коммерсант" считает, что поводом к увольнению стали жалобы иорданской стороны на невыполнение контракта по поставкам самолетов в эту ближневосточную страну, хотя непосредственно ОАК к этому соглашению отношения не имеет. Издание вспоминает и о том, что у президента были претензии к поставленному в прошлом году президентскому лайнеру Ту-214ПУ.
На место Федорова назначен Михаил Погосян, который занимает посты генерального директора концерна "Сухой" и РСК "МиГ" (где он является еще и генеральным конструктором), совмещая их с должностью первого вице-президента ОАК. Действительно, в постсоветские годы именно "Сухой" остался единственной реально развивающей боевую авиацию компанией. Тем не менее, в ОАК, по мнению экспертов, сохраняются две вертикали, которые не способствуют эффективной работе в рамках одной корпорации.
Однако в прорывные для отечественной авиации советские годы прогресс в этой сфере был связан с жесткой конкуренцией КБ различных фирм. Сейчас развитие МиГов практически остановилось, а "Сухой" пошел в неродную для себя гражданскую авиацию, где реализует завязанный на импортных комплектующих проект Sukhoi Superjet 100.
Назначение Погосяна на пост президента ОАК, по всей видимости, повысит концентрацию ОАК на реализации программ Sukhoi Superjet 100 и военного самолета пятого поколения, зато другим придется затянуть пояса.
Источник "Интерфакса" сообщает также о возможном увольнении и главы корпорации "Иркут" Олега Демченко. По неофициальной информации, на пост главы "Иркута" рассматривается кандидатура Бориса Алешина, нынешнего руководителя Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) и бывшего руководителя "АвтоВАЗа".