В последние годы российский бизнес упрекают за недостаточную роль в жизни общества, хотя всем давно знакомы термины «корпоративная ответственность» и «социальные инвестиции». Компании РФ чаще всего ограничиваются благотворительностью и улучшением качества жизни своих топ-менеджеров. Но сейчас этого недостаточно даже для поддержания репутации.
Любая бизнес-идея может получить свое воплощение только в обществе, ее породившем. При этом существовавшая изначально точка зрения, озвученная Милтоном Фридманом гласила, что бизнес обязан «использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Позже Комитет по экономическому развитию США подошел к вопросу с другой стороны, отметив, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни». На сегодняшний день большинство бизнесменов придерживаются мнения, что социальная ответственность бизнеса - это тоже неплохая возможность заработать, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Небольшое в общем объеме сокращение прибыли в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.
Социально ответственное поведение дает возможность корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. Для реалий российского рынка такой способ позиционирования с годами становился все более востребованным, так как компании постепенно выходили на мировые рынки и были вынуждены играть по правилам цивилизованного бизнеса, где не последнюю роль играла репутация. Опять же - компания могла работать и функционировать в рамках действующего законодательства, но это не гарантировало ей отсутствия претензий со стороны властей. С точки зрения бизнесменов, руководители крупных компаний должны иметь моральные обязательства перед обществом только при условии, что власть не будет расценивать вклады компании как должное. И не будет воспринимать это как систему, следование которой неизбежно при любых обстоятельствах.
Президент ЗАО «Ренова», президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг в своем давнем интервью Nakanune.ru отметил, что «бизнес должен обеспечивать эффективное использование ресурсов, которыми он располагает, и эффективную систему оплаты труда и социальных пакетов людям, занятым на производстве. Потом, уже за скобками нормальных трудовых отношений, лежит социальная инициатива бизнеса. С одной стороны, она не обязательна, а с другой - сильно влияет на производственный процесс». С тех пор точка зрения известных бизнесменов изменялась в более востребованную обществом сторону под давлением внешних обстоятельств и мировых тенденций. Так или иначе, Россия от требований власти к бизнесу пока только выигрывала - достаточно вспомнить деятельность Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотки. Во вверенном его регионе три крупные компании бизнесмена, зарегистрированные в Анадыре, давали 80% налогов, благодаря чему там теперь бурно развивается золотодобыча. Впервые он занял эту должность в декабре 2000 года. Кто-то приходит на такой пост со связями в Кремле, кто-то - с поддержкой местной элиты, а Абрамович пришел с деньгами. Тот опыт, который Абрамович приобрел в бизнесе, он перенес на административную работу. Созданная им система управления округом была признана одной из лучших в России. У специалистов, привлеченных к руководству регионом, был четкий бизнес-план развития территории, к которой они подошли как к крупной корпорации. Кроме новых молодых управленцев, бизнесмен привлек на Чукотку и крупный капитал. За пять лет она стала единственным на Дальнем Востоке регионом, не требующим дотаций из федерального бюджета. Валовой продукт территории вырос за эти годы в пять раз. Строительство жилья сейчас превышает среднероссийский уровень в два раза. Практически заново отстроены города и поселки округа, проложен асфальт, которого во многих населенных пунктах отродясь не видели, заменены коммуникации. Стало расти даже поголовье оленей, что в условиях севера является главным показателем социального благополучия оленеводов и их семей, писал несколько лет назад Chukotken.ru.
От остальных крупных корпораций в представлении россиян правомерно ждать производства качественных товаров по разумной цене, достойной зарплаты, защиты здоровья и обеспечения безопасности сотрудников, вклада в российскую экономику, защиты окружающей среды, борьбы с бедностью и, что совсем уж было бы идеально, отсутствия взяточничества и коррупции. Очевидно, что в перечне ожиданий общества предоставление индивидуальной адресной социальной помощи, поддержка благотворительных организаций и поддержка искусства и культуры находятся явно не на первом месте. Обеспечение своих сотрудников рабочими местами, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками и активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры привели к тому, что в 2009 году компания «ЛУКОЙЛ» заняла первое место среди 75 крупнейших российских компаний в рейтинге социальной ответственности бизнеса, составленным газетой «Труд», Агентством политических и экономических коммуникаций и Российским антикризисным форумом. Сам собой напрашивается вывод, что процесс взаимодействия бизнеса и общества в России должен пойти определенный путь становления и эволюционного развития. Одно то, что закончился бесславный отрезок 90-х, когда ответственности перед обществом не было ни у действующей власти, ни у зарождавшегося бизнеса, уже должно настраивать на позитив.
Современный бизнес, таким образом, обязан браться за решение злободневных социальных проблем всех своих сотрудников, формируя более активную и защищенную часть населения, во всем мире считающуюся средним классом. Только тогда активность такого рода можно будет считать социально ответственным поведением. В этом и есть залог успеха в настоящем и перспективы развития в будущем.