За десять лет рынок удаленной торговли в России вырос в 20 раз. Его оборот в 2010 году составил 394 млрд рублей. Самая солидная часть рынка принадлежит интернет-торговле: за минувший год онлайн продали товаров на 192 млрд рублей. Сектор может стать одной из ближайших целей регуляторов, а онлайн-торговцам предложат работать только по безналу.
К удаленной торговле также относят дистанционную торговлю, которая производится через каталоги, телефон, телевидение, а также прямые продажи и торговые автоматы. Однако наиболее активно растущее и явно самое перспективное направление - это торговля посредством интернета.
Именно этому сегменту уделили особое внимание на заседании круглого стола на тему: «Рынок удаленной торговли в России: актуальные проблемы регулирования», организованным ТПП. Как сообщили участники встречи, через интернет в России покупает свыше 45 млн человек ежегодно, причем 76% из них - женщины.
Активные темпы роста показывают прямые продажи. В 2010 году на фазе восстановления российской экономики темп прироста объёма рынка вырос более, чем в два раза и, по данным Euromonitor International, достиг 9%, составив в денежном эквиваленте 96 млрд руб.
По данным гендиректора ООО «Амвэй» Ричарда Стевенса (который руководит рабочей группой по удаленным каналам продаж Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка), «удаленка» составляет уже 4,3% всей розничной торговли в России.
При этом доля удаленных каналов в розничной торговле России все еще отстает от мирового уровня примерно в 1,5 раза, остается существенный потенциал роста. По данным председателя Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, примерно половину оборота удаленной торговли дают интернет-магазины, которых в России немногим более 1300. А вот почта, по словам эксперта, работает медленно и ненадежно: не все посылки доходят до адресата. Появляются альтернативные службы доставки, и это весьма положительная тенденция.
Еще одной проблемой Иванов считает возвраты товаров, которые достигают 20%. Для сравнения в Португалии, в свое время самой проблемной страной в этом отношении страной Евросоюза возвраты составляли 7%. Именно проблема долгой доставки и необходимость порой неделями ожидать прибытия заказа сильно тормозит развитие рынка. Покупателю в таких случаях зачастую проще немного переплатить, но купить товар в реальном магазине.
Участники круглого стола озаботились и большими объемами серой торговли. До 50% электроники в Интернете - «серый товар», сообщил президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук. Обычно на теневом рынке продаются мобильные телефоны и фототехника, гораздо реже - крупная бытовая техника и телевизоры.
Среди мер по упорядочиванию рынка рассматривается устранение возможности реализации товара за наличные. В ряде стран мира дистанционная торговля осуществляется только безналом, однако там на порядок выше и уровень кибермошенничества, а также похищений данных банковских карт.
«Решить проблему «серой» и «черной» торговли таким образом не получится,- отмечает в комментарии GZT.ru председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.- Маленькие компании не смогут организовать прием платежей карточками. А значит, это будет означать борьбу против маленьких компаний, которые продают товар объективно дешевле». Крупные компании в итоге получат неоправданные преимущества, опасается Иванов.
Сторонники отказа от «нала» уверяют, что это принесет преимущества для потребителя в виде снижения цен и рост качества услуг, делая неочевидный вывод о том, что доставка будет обходиться дешевле и проходить быстрее.
Как заявил директор департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов, удаленная торговля в стране будет расти и впредь. Для повышения эффективности госрегулирования важно, чтобы участники рынка вырабатывали консолидированные предложения и своевременно их представляли.