Корпорация Eastman Kodak Company отчиталась о падении прибыли в последнем квартале минувшего года на 95%. Таким образом, пике некогда популярнейшего производителя в сегменте фото и фототехники, продолжается. Компания опоздала с входом в цифровую эру, а попытки «заскочить на подножку уходящего поезда» пока не принесли ощутимых успехов.
Как сообщает Market Watch, прибыль за октябрь-декабрь снизилась до $22 млн или $0,08 в перерасчете на одну обыкновенную акцию по сравнению с $443 млн или $1,4 в перерасчете на одну обыкновенную акцию год назад. Объем продаж сократился на 25% - до $1,93 млрд.
В равномерно опускалась и прибыль в компании в сегменте цифрового бизнеса (на 25%, до $1,49 млрд), а также продаже фото и фотопленок (-25%, до $439 млн).
Эта компания является одной из старейших на рынке. В 1880 году 26-летний американец Джордж Истман получил патент на свое изобретение - машину для производства сухих фотографических пластин и наладил их выпуск в Рочестере (США). А в 1888 году был создан первый компактный пленочный фотоаппарат, которому Дж. Истман дал название «Кодак».
В прошлом году стремительно теряющая позиции на рынке компания изменила маркетинговую стратегию. Давняя стратегия позиционировала компанию как производителя наиболее массовой и простой продукции. Два года назад председатель совета директоров и президент компании Антонио Перес отмечал, что компания является самым консервативным производителем фотоаппаратов в мире. Пленка не умрет, бумажный семейный фотоальбом - вечная ценность.
Хотя еще в 2005 году компания на примере собственных продаж могла убедиться в господствующей тенденции - впервые в истории компании «цифровые» продажи составили 54% общего объема реализации. Летом 2009 года компания официально объявила, что прекращает производство своей знаменитой пленки Kodachrome. Доля Kodachrome в общем объеме продаж не дотягивала даже до 1%, а ее производство давно было убыточным.
Для компании, лидировавшей на рынке пленочной фототехники, переход в цифровую эру оказался трудным барьером. Ирония ситуации в том, что в 1975 году именно инженер фирмы Kodak, Стив Сассон, создал первую цифровую камеру на ПЗС-матрице. А в 1991 году Kodak совместно с Nikon выпустила профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC-100 на основе камеры Nikon F3.
В 2006 году компания начала глобальную реструктуризацию, сокращая свои филиалы за рубежом. Это помогло сократить издержки, но продажи компании продолжали стабильно падать.
В последние годы компанию выручает только наработанная патентная база. По мнению некоторых экспертов, только мощное использование механизма патентного права позволило Kodak относительно быстро перейти к выпуску цифровой техники.
Судебные иски со стороны Kodak уже давно являются неотъемлемой частью ведения бизнеса компании и изъятия прибыли. На днях суд отказал в удовлетворении претензии Kodak к компаниям Apple и RIM. Истец настаивал на запрете продаж iPhone и BlackBerry на том основании, что технология предпросмотра фотографий якобы нарушает ее патент.
Однако это пока предварительное решение. Окончательный вердикт будет озвучен 23 мая нынешнего года. Как полагает издание PCWorld, у Eastman Kodak почти не осталось шансов выиграть суд. Однако в 2010 году компания победила Samsung и LG Electronics, которые отстегнули $1 млрд.
В частности, с компанией Samsung было подписано соглашение об обмене лицензиями на льготных условиях, а LG Electronics согласилась на лицензионное использование патентов Kodak.
Интересно, что на фоне производственного отставания глава компании Филипп Фарачи обещает футуристичный конец и некоторым другим технологиям.
"Практически перестанут выпускаться DVD-проигрыватели. Информация, которая распространяется на этом типе дисков, будет получаться онлайн. Путь от VHS к DVD занял 12-14 лет. От DVD к Blu-Ray - 2-3 года. От Blu-Ray к главенству WiFi, когда подавляющая доля информации будет распространяться онлайн, пройдет не более 2-3 лет", - считает глава Kodak.