Федеральная антимонопольная служба не исключает возбуждения новых дел против крупных нефтяных компаний. Об этом на правительственном часе в Госдуме заявил глава ведомства Игорь Артемьев. Ведомство обеспокоилось ростом цен на дизельное топливо и будет проверять, стало удорожание солярки результатом сговора и злоупотреблений монопольным положением.
Глава службы пообещал, что к концу следующей неделе ФАС выяснит, имели ли место незаконные действия на рынке. Рост цен на дизельное топливо за последние месяцы составил до 50%.
Сезонный рост цен на дизель традиционно начинается с вступлением в наиболее активную фазу аграрного сезона, затем на повышению цен способствует северный завоз. Традиционно рост цен подталкивает и увеличение акцизов, на которое пошло правительство, покупатели приобретали топливо «про запас».
Цена на бензин за период с 11 по 17 января 2011 года выросла сразу на 1,3%. По данным "Росстата", больше всего подорожало низкооктановое топливо - на 2,5%, а также дизельное - на 2%. На минувшей неделе индекс отпускных цен по данным центра «Кортес» составил на автобензин 1,12%, мазут - 0,25%, авиакеросин - 0,76%. А лидером стало дизельное топливо, которое поднялось в цене на 1,80%.
Как следствие, дизельное топливо по цене опередило многие типы бензина и сравнялось по цене с Аи-95. Как отмечают в «Кортесе», розничная цена дизельного топлива оказалась выше цены бензина Аи-92 во всех федеральных округах, за исключением Южного. Причем тенденция опережающего удорожания дизтоплива фиксировалась еще в прошлом году. За 2010 год соляра прибавила в цене по России сразу на 34%.
«Оптовые цены соответствуют котировкам, но они безумно высокие, - цитирует Артемьева „Интерфакс". - Мы никого не обвиняем, но, зная наши нефтяные компании, нас терзают очень сильные сомнения». В числе вызывающих сомнения «большая четверка» - ТНК-ВР, «Газпром нефть», «Роснефть» и «Лукойл», а также «Башнефть».
ФАС использует для оценки сравнение отпускных оптовых цен с биржевыми. Однако на российских биржах, через которые нефтяников обязали продавать от 10 до 15% продуктов, идущих на внутренний рынок. Динамика цен соответствует оптовым, таким образом ситуация выглядит вполне «рыночно». Однако на биржах фиксируется дефицит топлива - в первую очередь дизельного и авиационного.
Как отметил директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков в комментарии Коммерсанту, формально компании выполнили требование ФАС, но стали заключать сделки со своими сбытами - и по этим сделкам «нельзя оценивать реальную рыночную стоимость». На рынке почти не осталось свободного дизельного топлива, добавляет эксперт, поэтому его стоимость и начала стремительно расти.
Сейчас нефтяные компании рассчитываются по штрафам по двум волнам антимонопольных дел 2008-2009 годов, общую сумма которых составила 15 млрд рублей.
Первоначально четыре крупнейшие нефтяные компании страны - «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «ТНК-ВР» и «Роснефть» - и их «дочки» были оштрафованы на 26 млрд рублей. Впоследствии сумма претензий была понижена в обмен на частичное признание своей вины "Роснефть" и ТНК-ВР.
Как сообщил глава ФАС Игорь Артемьев на правительственном часе в Госдуме, ФАС успело провести около 100 расследований. Причем восемь из них были проведены на федеральном уровне, а 90 - на региональном. «Практически все они завершены успешно», - уточнил Артемьев.